"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

21 ноября 2018

ДУША И РУКИ СОЗДАЮТ ШЕДЕВРЫ, Да просто украшают нашу жизнь!

В деревне Новый Починок Пижанского городского поселения живёт единственный в районе мастер по изготовлению марийских национальных поясов – Нина Поликарповна Албахтина.
Н.П. Албахтина.К сожалению, со временем в марийских деревнях теряется опыт изготовления национальных костюмов. Постепенно происходит «обрусение» народа мари, обычаи и традиции не подхватываются молодёжью. Со временем может произойти так, что национальные костюмы перестанут создаваться и останутся только в документах и памяти народа. А ведь национальный костюм – это своеобразное отражение культуры и у каждой национальности он имеет свои особенности. Создание костюма требует большого терпения, умения и глубокого знания традиций. Марийский костюм включал рубаху, штаны, кафтан, головной убор, обувь, а также многочисленные украшения, в том числе и пояса с подвесками. Женский костюм, в отличие от мужского, имел больше украшений и был богат вышивкой.
Пояса носили и мужчины, и женщины. Мужчины подвешивали на пояс мешочек для табака, огнива, кошелёк для денег, также на него были нашиты различные подвески, играющие роль оберегов. Раньше пояса изготовляли из шерстяных, шёлковых и конопляных ниток. Праздничные и свадебные были богаче и украшались бисером, серебряными монетами, вышивкой.
Нина Поликарповна специалист по женским поясам. Их изготовлением она начала заниматься после смерти мужа в 1980 году. А научила её этому мастерству соседка, к которой Нина Поликарповна приходила вечерами побеседовать. Сначала просто наблюдала за работой, а потом и сама решила попробовать сделать первый пояс (кстати, в день моего приезда он был на моей собеседнице). 
С тех пор прошло много времени. За тридцать с лишним лет из-под мастеровых рук женщины вышло более ста изделий. В первое время она вела им счёт, записывала на листок бумаги, кому подарила или продала очередной пояс, но когда попала в больницу на операцию, внуки этот список потеряли. Нина Поликарповна помнит, что на тот момент в нём было 75 записей.
Мастерить пояс – дело кропотливое и долгое (на изготовление одного уходит несколько недель). В дело идут тесьма, атласные ленты, бусинки, бисер, паетки, монеты, проволока и другой материал.
Сначала Нина Поликарповна делает сам пояс нужной длины. Для основы берётся плотная ткань и обшивается с лицевой стороны яркой тканью, а сверху пришиваются ленточки нужных цветов (надо, чтобы сочетались друг с другом). Затем на готовое изделие мастерица «прикидывает» возможный рисунок из паеток, бисера, пуговиц. Перебираются все возможные варианты. Когда узор по душе, она начинает пришивать мелкие части к основе. Узор через определённое расстояние повторяется. Но это ещё полдела.
Инструменты для изготовления цепочки.Разглядывая внимательно пояс, который был надет на Нину Поликарповну, я увидела необычные, длиной 7-8 мм, стеклянные «бусинки-трубочки» цвета серебра внутри и вспомнила свою бабушку: у неё тоже в её заветных металлических баночках были подобные «сокровища», бисер, паетки, на которые нам дозволялось только посмотреть и иногда – потрогать (они были в дефиците). Оказывается, как объяснила Нина Поликарповна, эти стеклянные бусинки – простые ёлочные украшения, похожие на трубочки для коктейля, просто аккуратно распиленные на равные части.
Элемент пояса.Далее в работе следует, на мой взгляд, самое сложное – изготовление из медной проволоки цепочки. Для этого у Нины Поликарповны есть специальный инструмент, чем-то напоминающий пассатижи с двумя длинными рожками, на которые накручивается проволока, а лишнее обрезается маленькими кусачками. Колечки соединяются между собой, на некоторые, по узору, нанизываются пуговицы, бисер, а на самый конец присоединяются «денежки», которые Нина Поликарповна при помощи молотка и металлического инструмента, напоминающего большую гильзу, выбивает из тонкого нержавеющего металлического листа, приложенного на берёзовую тюльку. Раньше вместо «денежек» использовали отполированные мелкие монеты, но такой пояс слишком тяжёл. В конце работы готовая цепочка пришивается к тесьме, а та – к поясу. И марийский пояс готов.
Сейчас изделия Нины Поликарповны стали намного ярче, ведь в магазинах продаётся много видов и бисера, и паеток, и пуговиц. Раньше на селе даже пуговиц в продаже не было, приходилось их закупать в городе. Проволоку медную дают мастерице мужчины, у кого выходит из строя техника, содержащая цветной металл. А инструментами для работы снабжает Нину Поликарповну её зять Николай, проживающий в Тагиле. Кстати, он тоже владеет этим ремеслом. Кузнец по специальности, Николай привозит тёще и металлические листы для «денежек».
В день моего приезда у неё насчитывалось до десяти готовых поясов. Все они невольно притягивали взор, и хотелось такую красоту не только потрогать, но и примерить. Кто желает приобрести себе такое украшение, может обратиться к Нине Поликарповне. В её изделиях выступают самодеятельные артисты многих Домов культуры, женщины надевают их на свадьбы и праздники.
Нина Поликарповна оказалась очень приятной в общении женщиной. У неё пятеро детей, 11 внуков и 11 правнуков. Вот только жаль, что мастерство своё передать некому: не интересно это кропотливое занятие молодёжи.
В свои 86 лет Нина Поликарповна не растеряла жизненного оптимизма. С удовольствием слушает и смотрит марийские концерты (родственники подарили DVD и диски с песнями). Зимой прядёт снохе шерсть, летом сама ухаживает за огородом, даже садит немного картофеля. Живёт женщина одна, но окна её дома смотрят на окна сына Михаила и снохи Алевтины, поэтому каждый вечер родные видят: горит в доме мамы свет – значит, всё у неё хорошо.

P.S. В 2007 году Нину Поликарповну Албахтину снимал и показывал в эфире канал СТС, которому она раскрывала секреты своего мастерства по изготовлению марийского пояса.


У вас недостаточно прав для комментирования.