"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

19 сентября 2018

Пятница, 29 Августа 2014

Один день до старта

Лето-2014 для учеников, педагогов и чиновников завершается. До «дня икс» – 1 сентября – остался один день. Перед началом нового учебного года традиционное интервью с зам. главы администрации района, начальником РУО А.Н. ВАСЕНИНЫМ.

– Александр Николаевич, чем запомнится нынешняя подготовка школ к новому учебному году?
– Естественно, подготовить школы – непростая задача. Районной комиссией было проведено комплексное обследование зданий и сооружений ОУ, разработан план мероприятий и сделана заявка в департамент образования на сумму 5541 тыс. рублей. В результате из местного бюджета выделено 440 тыс. руб., из областного – на ремонт спортзала школы с. Воя 397,5 тыс. рублей. Проведён комплекс работ по огнезащитной обработке, зарядке огнетушителей, установке молниезащиты, текущий ремонт зданий школ, установлены четыре теплосчётчика.
К 1 августа были приняты 12 школ из 13. Особо хочется отметить руководителей и коллективы школ д. Второй Ластик, Ахманово, с. Воя, Казаково. Закончен начатый в 2012 году капремонт средней школы п. Пижанка на сумму 25 млн. руб., а также завершена реконструкция детских садов «Теремок» (23,4 млн. руб.) и «Сказка» (1 млн. 405 тыс. рублей).
Можно с уверенностью сказать, что во всех школах созданы условия для безопасного проведения учебно-воспитательного процесса.
– Важной составляющей готовности к новому учебному году является материально-техническая база. Как она изменилась?
– К лучшему, особенно за последние три года, но ещё не везде соответствует требованиям. Большие финансовые вливания произошли в рамках выполнения комплекса мер по модернизации системы общего образования 2011-2013 гг., в рамках которой 80% всех денежных средств выделено на развитие материальной базы школ с целью создания современных условий обучения, например, проведён не только капитальный ремонт средней школы п. Пижанка, но и приобретено оборудование: учебно-лабораторное, спортивное, компьютерное, медицинское, технологическое (для пище- блока), а также пополнены фонды школьных библиотек более чем на 1000 экземпляров, проведены мероприятия, направленные на энергосбережение. Причём приобретённое в рамках проекта учебно-лабораторное оборудование, учебные кабинеты должны в полной мере использоваться в учебной и внеурочной деятельности.
– Качество образования зависит и от комфортных условий для обучения и воспитания детей. А это и организация питания, медицинского обслуживания, удобный для детей и родителей график работы школы.
– Согласен, что организация питания в школе является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддержания здоровья учащихся. В 2013 году была проведена диспансеризация детей в возрасте от 5 до 17 лет (814 человек). По результатам обследования 43% детей имеют первую группу здоровья, 52% – вторую и 5% – третью.
Для учащихся организовано двухразовое горячее питание во всех школах, кроме д. Пайгишево, где детям предоставлена возможность пообедать дома. Наблюдается положительная динамика по охвату горячим питанием – с 97,5% до 98%. На питание школьников 1-4 классов в прошлом году выделено из областного бюджета 233 тыс. руб., из местного – 600 тыс. рублей. Другой вопрос – качество приготовленной пищи. Из всех показателей удовлетворённости при соцопросе это самый низкий показатель как по дошкольному, так и по общему образованию. Важно знать, что рацион двухразового горячего питания должен обеспечить не менее 55% от суточной потребности детей школьного возраста в пищевых веществах и энергии. Именно с этих позиций надо подходить к реализации утверждённого двухнедельного меню.
– Что касается графика работы, не увеличивается ли нагрузка на ученика при пятидневке?
– В районе все школы работают в режиме пятидневной рабочей недели. Согласен, что увеличивается дневная нагрузка на ученика. Поэтому расписание необходимо составлять в соответствии с требованиями СанПиНа. Недостаточно внимания уделяется и вопросу организации ежедневных динамических пауз. И уж совсем нельзя забывать, что суббота – это день, когда должны проходить общешкольные, в т.ч. и спортивные мероприятия.
– Современная школа – это школа, в которой используются компьютерные технологии, Интернет-ресурсы...
– В школах района насчитывается 356 компьютеров и ноутбуков. На один компьютер приходится трое обучающихся. Услуга Интернет стала привычной и необходимой в деятельности образовательных учреждений. В текущем году получен программный продукт «АВЕРС» для реализации в электронном виде муниципальной услуги «Электронная очередь в ДОУ» (зачислен 81 ребёнок), а также «Зачисление в ОУ» (102). Сегодня стала возможной работа в Интернете через защищённый канал в средней школе п. Пижанка, в основных школах д. Безводное, Павлово, а также в Ресурсном центре образования. С 1 сентября планируется ведение электронного журнала в средней школе п. Пижанка.
– Основной показатель эффективности работы школ – результаты освоения детьми программ общего образования. Каковы они?
– Государственную (итоговую) аттестацию за курс основной школы прошли 90 выпускников. По русскому языку успешно сдали 84, по математике – 82. Повторно пересдали русский язык двое, математику – 4. Четыре выпускника не получили аттестат об основном образовании, не набрав минимального количества баллов по обоим обязательным предметам.
К сдаче экзамена в форме ЕГЭ было допущено 44 человека. При сдаче экзамена по русскому языку у двоих наивысшее количество баллов –100, у троих – более 90, у троих – более 80. По математике шестеро выпускников получили более 70 баллов.
Аттестат о среднем образовании вручен 43 выпускникам, причём 9 из них награждены золотыми медалями федерального и регионального уровней, один – серебряной медалью регионального уровня. Это лучший результат за последние годы. Наиболее востребованными для сдачи предметами стали как в области, так и в округе обществознание, биология, история России, физика.
К сожалению, результаты ЕГЭ по району ниже областных, причём не только по обязательным предметам, но и по предметам по выбору. Стоит задуматься над тем, почему мы, имея 10 медалистов, получили самые низкие баллы. Считаю, что необходимо изменить подходы к формированию классов с углублённым изучением отдельных предметов, профильных классов. Целесообразно учитывать не только желание учеников обучаться по тому или иному профилю, но и ввести проведение входных диагностических работ, определяющих склонности детей.
Из 849 аттестованных учащихся обучается на «4» и «5» 441, или 51,9%, что выше окружного и областного показателей. Уровень обученности по району – 98,47%. Не допущено второгодничества в школах с. Воя, Казаково, д. Второй Ластик, Ахманово, Русская Шуйма, Пайгишево.
– Согласны ли Вы, что для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся на всех этапах школьного обучения?
– Воспитание – неотъемлемая составляющая образования. Приоритетными направлениями работы школ района являются: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, профориентационное, правовое, военно-патриотическое, эколого-краеведческое. В школах реализуются программы по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, программы гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания, программы по профилактике здорового образа жизни.
Особое место в становлении личности и профилактике негативных проявлений в подростковой среде занимают учреждения дополнительного образования детей. Сегодня допобразование рассматривается как неотъемлемая составная часть образовательного процесса. Им при школах в 2013-2014 учебном году было охвачено 86% ребят, в учреждениях допобразования – 51%. Положительные результаты развития системы допобразования, эффективность деятельности подтверждаются итогами участия детей в муниципальных, региональных и всероссийских, международных конкурсах и фестивалях, где ребята показывают высокий уровень достижений. Обучающиеся ДДЮТ в 2013-2014 учебном году участвовали в трёх федеральных (4 призёра), в 17 региональных (44), в 22 муниципальных (42) конкурсах.
ДЮСШ приняли участие в 25 стартах, в чемпионате и первенстве по лыжным гонкам в трёх турах, в «КЭС-баскете», в «Быстрой лыжне», где заняли второе место в областном туре. В Кубке юго-западной зоны Кировской области стали вторыми. Ежегодно спортшкола проводит спартакиаду, в ней участвовало 595 ребят. Правильно организованная система дополнительного образования представляет ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развивать или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика.
– Какие проблемы сегодня есть у дошкольного образования?
– В районе сеть дошкольных образовательных учреждений представлена двумя детскими садами и дошкольными группами при 10 ОУ, одна из которых кратковременного пребывания. До- школьное образование получил 451 ребёнок от 1,5 до 7 лет. Охват дошкольными образовательными услугами составил 68% от количества детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, зарегистрированных на территории района. Дети из Русской Шуймы, Безводного, Мари-Ошаева, Павлова, не посещающие дошкольные учреждения, проходили подготовку в «Школах будущего первоклассника».
В 2013- 2014 учебном году в детские сады посёлка получили путёвки 100 человек, в общеобразовательные учреждения района – 29. В связи с пуском нового здания детсада «Теремок» ликвидирована очередь в детские сады посёлка. В сельских поселениях потребность в данных услугах удовлетворена полностью.
Приоритетным направлением деятельности дошкольных учреждений является охрана и укрепление здоровья, физическое развитие. Показателем качественной работы – низкий уровень заболеваемости детей. Данная цифра за 2013 год составила 14 дней, что соответствует областному показателю и выше районного уровня 2012 года. Ниже районного уровень заболеваемости в Мари-Ошаеве, Безводном, Павлове, Втором Ластике, Казакове, в д/с «Сказка» и «Теремок».
Одним из показателей удовлетворённости родителей качеством дошкольного образования и работы учреждения с семьёй является посещаемость. Эта цифра в районе за 2013 год составила 77%. Хочется отметить целенаправленную работу руководителей и педагогов школ д. Второй Ластик, с. Воя, Казаково и д/с «Теремок».
На качество дошкольного образования оказывают существенное влияние профессионализм и образовательный уровень кадров. Воспитание и образование детей в дошкольных учреждениях осуществляют 46 педработников, из них 36 воспитателей. В среднем на одного воспитателя приходилось по 12 детей.
– А существует ли сегодня проблема нехватки учителей?
– В центре внимания – решение вопросов по привлечению молодых специалистов, стимулирование их труда. Так, в этом году мы чествуем одного молодого специалиста, приехавшего в район. В 2013 году один учитель получил служебное жильё и один – соцвыплату по ипотечному кредитованию. Эта работа остаётся актуальной и на следующие годы, так как каждый четвёртый педагог – пенсионного или предпенсионного возраста.
Говоря о кадрах, не могу обойти вопрос о зарплате педагогов. Она по общему образованию за 2013 год составила 19406 руб., по дошкольным организациям – 14513 руб., по учреждениям допобразования – 12884 рубля. На 2014 год должны быть выполнены следующие показатели по заработной плате: по школам – 23088 руб., по дошкольным учреждениям – 16500 руб., по учреждениям дополнительного образования – 14822 рубля.
– Александр Николаевич, традиционный вопрос – сохранение сети образовательных учреждений.
– Ежегодная убыль населения района объективно влияет на контингент обучающихся и сеть школ. Прошедший учебный год стал очередным этапом продуманной и взвешенной рационализации сети ОУ. Так, с согласия населения (проведён сельский сход) ликвидирована начальная школа с. Иж. В настоящее время сеть учреждений общего образования состоит из одной начальной, девяти основных, одной средней школ. Это позволяет изучать образовательные программы не только на базовом, но и на повышенном, углублённом и профильном уровне в средней школе п. Пижанки.
Деятельность всех ОУ лицензирована. Муниципальная система общего образования района предоставляла услуги на начало учебного года 948 гражданам.
Для перевозки 150 детей к месту обучения задействовано шесть автобусов, два из них оборудованы средствами спутниковой навигации ГЛОНАСС и тахографами.
– Через день будет дан старт новому учебному году. Что пожелаете педагогам, ученикам и родителям?
– Уважаемые коллеги! Впереди новый учебный год. От того, как его начнёт коллектив, как он будет организован и настроен на работу, во многом зависит эффективность дальнейшей деятельности. Пусть новый учебный год станет годом исполнения поставленных задач, творческих свершений и побед! Здоровья, профессионального роста, успехов! Ребятам – успешной учёбы, родителям – терпения, взаимопонимания. И всех с наступающим Днём знаний!




Пичанур

История деревни, находящейся в пяти километрах от Русской Шуймы, началась в 1960 году после слияния Большого и Малого Пичанура. Раньше деревня славилась птицеводством (держали кур, уток) и животноводством, были здесь и свинофермы. В настоящее время от прежнего размаха в Пичануре осталось всего 12 дворов. В деревне одна улица, нет магазина. Жителям за продуктами приходится выезжать в Пижанку, а для этого нужно нанять транспорт тем, кто своего не имеет. У каждого есть свой участок, но каких усилий, трудов и забот стоит за ним ухаживать!

Зоя Ивановна Иванова.С одной из жительниц Пичанура я познакомилась у её дома. Она в окно увидела подъезжающую незнакомую машину и вышла навстречу.
Зоя Ивановна Иванова родилась и выросла в этой деревне, у неё трое детей и пятеро внуков. Она никуда не собирается уезжать из своей деревни. Здесь жили все её предки, здесь всё своё, родное. Дети живут далеко от мамы. Женщина очень скучает по ним, переживает, так как видится с ними очень редко. Хорошо, что есть телефоны, можно с детьми поговорить, услышать родные голоса, узнать о внуках. Вспоминая о своём детстве, Зоя Ивановна рассказала, что ребят из деревни по 40 человек отправляли косить траву, полоть. Так, в труде, прошла вся её жизнь. Она работала зоотехником в «Рассвете». Сейчас её любимое занятие – цветоводство.

Мой взгляд привлекла одна усадьба. Я решила познакомиться с хозяйкой. 
Галина Ивановна Лебедева.Галина Ивановна Лебедева вязала. В свободное время она любит заниматься рукоделием. Из разговора я узнала, что хозяйка родилась в Новом Починке, вышла замуж и вот уже 28 лет живёт в этой деревне. Всю жизнь она проработала на одной должности – учителем начальных классов в Русскошуйминской школе. С мужем воспитали двоих сыновей. Очень переживает женщина, что пустеет деревня, молодёжь уезжает в город. Оба её сына тоже уехали. Один служит по контракту на Северном флоте в Мурманской области, второй ездит на заработки в Москву, как и его отец, который работает на Севере. Вот и приходится жить ей всё время в ожидании. В семье подрастает внучка Варенька. «Это наша радость», – говорит Галина Ивановна. Бабушка очень по ней скучает. Когда длинными вечерами ей становится грустно, она вспомнит свою маленькую топотушку и хохотушку, и на душе становится легче. Очень любит Галина Ивановна родные места. Только в деревне она может бросить все дела и, взяв удочку, отправиться на рыбалку.

Роза Ильинична Соколова.Как и многие другие женщины этой деревни, уже много лет живёт здесь Роза Ильинична Соколова. Выйдя замуж за пичанурского парня, совсем девчонкой она переехала из Мари-Ошаева. Вскоре родились дети, незаметно выросли и разъехались. Остались они с мужем вдвоём в большом доме. 
В деревне некогда скучать, нужно содержать дом, огород, сад. За всем нужен уход. В саду разнообразие цветов, кругом чистота, порядок. «Молодость уже позади, стала уставать», – говорит хозяйка. Открывается второе дыхание, когда собираются в доме все её дети и внуки, а от общения с родными забываются все печали и невзгоды.
Было время, когда хотели уехать из деревни, но так и не смогли: жаль было стариков, да и привыкли к тишине, к красоте родных мест, где прошли молодые годы, где есть что вспомнить.

"Где родилась, там и пригодилась" – эти слова о Любови Кузьминичне Лебедевой. Любовь Кузьминична Лебедева.
Родилась она в этой деревне и всю жизнь проработала в колхозе. Любовь Кузьминична привыкла к деревенскому труду, осталась жить на селе, хотя была возможность уехать. Здесь жили родители, это её родина. Никогда не боялась трудностей, всегда их преодолевала. Как и в молодые годы, женщина полна энергии, всегда занята делом.
Сейчас настала пора заготовок, чем она с удовольствием и занимается. Очень довольна женщина, что часто у неё гостит внучка. Она всегда около бабушки. Любови Кузьминичне нравится отвечать на многочисленные вопросы своей внученьки.

Дмитрий Геннадьевич Соколов.Дмитрий Геннадьевич Соколов – уроженец Пичанура. Хотя и остался один (жена недавно умерла), никуда из любимой деревни уезжать не хочет. В молодости, отслужив в армии, вернулся в родной колхоз, где стал работать шофёром. Женился, с женой вырастили двух дочек. Дети и внуки часто приезжают и помогают по хозяйству. Мужчина с нетерпением ждёт их приезда, ведь когда родные рядом, на сердце легче: «В деревне свежий воздух, нет безумной толпы. За счёт чистого воздуха и постоянных физических нагрузок чувствуешь себя превосходно».

Прощаясь с пичанурцами, я всем желала здоровья, терпения и долгих лет жизни, а они благодарили меня за приезд и за то, что не забываем маленькие деревни, в которых жителей остаётся всё меньше и меньше.