"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

19 марта 2024

Фильм из жизни Алевтины Актанаевой

А.П. Актанаева.О киномеханике, ставшем кочегаром

24 года своей жизни Алевтина Поликарповна АКТАНАЕВА трудилась киномехаником.  Познакомились мы с ней случайно. Будучи в Пижанке, женщина зашла в редакцию узнать, какие документы надо взять с собой сыну Валерию, чтобы получить в редакции сертификат (документ, дающий право на покупку товаров в одном из магазинов посёлка) за хорошую работу почтальона при подписке на «Сельские вести». Когда я узнала, кем она работала сама, то не могла не расспросить об этом более подробно.


«Современная молодёжь уже и не знает, что за профессия такая, – говорит, улыбаясь, ветеран труда из Ластика, – а вот их родители помнят, как ходили в кино, радовались премьерам, общению с односельчанами. Поход в клуб всегда был праздником. Люди шутили, веселились, хоть и уставали на работе. Нелёгким был и мой труд, причём в прямом смысле: банки с киноплёнкой весили килограммов под двадцать. Сеанс заканчивался поздно, а рано утром надо было вставать, кормить скот, которого мы с мужем держали полный двор. Как сейчас помню: всё боялась проспать, ведь корову подоить и на пастбище отправить надо вовремя. Потом спешила в клуб, где перематывала плёнку, подклеивала порвавшуюся и отправляла в Пижанку. Доставлялись фильмы на молоковозе, давали их на сутки. Особой популярностью пользовались индийские фильмы, их люди смотрели по несколько раз. Сейчас любой фильм по Интернету можно себе заказать или по спутниковому телевидению найти нужный канал. Сиди и смотри. И все сидят дома, у телеэкранов, общаются мало. И профессию мою тоже телевизор погубил: не стало зрителей, невыгодно стало нас, киномехаников, содержать, вот и сократили», – вздыхает Алевтина Поликарповна.
Она до сих пор помнит, что первые киноустановки  назывались «Украинами», потом их сменили «КН», что ширина плёнки была 35 мм, а широкоформатные – в 70 мм – были лишь в городах. Такие она видела только во время учёбы на киномеханика в Батайске, что в Ростовской области. На мой вопрос о том, чем стала заниматься после сокращения, получаю неожиданный ответ: «Кочегарила». Вот это да! До сих пор я думала, что кочегар – это обязательно мужчина. Передо мной же сидела хрупкая женщина и, улыбкой отреагировав на моё искреннее удивление, объяснила: «Мне  тогда было 45 лет, надо же где-то работать! Помню, директор ДК тоже сомневался, справлюсь ли. А я сразу знала, что смогу, ведь я никогда не боялась никакого труда. На первых порах помогал муж, потом сама заправляла. Самое трудное – разжечь котёл, для этого используются дрова, потом надо огонь поддерживать, чтобы уголь не потух».
Её трудолюбие, настойчивость и сила воли не раз помогали в жизни. Пережила смерть 29-летней дочери Людмилы, правда, где взяла для этого силы, не знает. Может, во внуках, оставшихся без мамы, может, в семье сына. 12 лет прошло с той страшной поры, разделившей её жизнь на «до» и «после», подросли её осиротевшие внуки: Наташе сейчас 17, Саше – 14.  Семьи сына и дочери помогают друг другу, живут дружно. У Валерия трое сыновей. Его жена Оксана стала Алевтине Поликарповне дочерью.
Ещё один удар – инсульт – женщина пережила благодаря своевременно оказанной помощи, за что до сих пор благодарит Бога и доктора Эмилию Антано Зыкову. Так что фактов биографии самой Актанаевой тоже хватит на целое кино.  
Прощаясь,  Алевтина Поликарповна говорит: «А знаете, моя работа ещё и второе имя мне дала. Когда кто-то из земляков объясняет, о какой из ластинских Алевтин  идёт речь, добавляет: «Аля-киномеханик». Вот так».

 


У вас недостаточно прав для комментирования.