"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

29 марта 2024

Шабрикова деревня – Помаж Сола – Нижнее Помасело

У большинства наших читателей родина – небольшая деревенская улица, где происходили самые незабываемые события, с чем связаны самые яркие впечатления. И очень хочется, чтобы этот родной уголок не исчезал, чтобы память о нём жила в сердцах всех, кто взял здесь путёвку в жизнь.

К сожалению, не каждый может гордиться тем, что знает историю своего села, деревни, да и не везде есть люди, которые хранят эти исторические данные. Очень повезло в этом смысле жителям д. Новые Щеглята, здесь в сельской библиотеке работает удивительная женщина Л.В. Пайметова. Она неустанно собирает краеведческий материал: беседует со старожилами, изучает архивные материалы и книги. И не только собирает, а делится им со школьниками и читателями, издаёт брошюры и буклеты. 
Я уже не первый раз приезжаю в эту библиотеку и всегда удивляюсь энтузиазму и жизненной энергии Людмилы Васильевны. Вот вроде бы и библиотека уже на грани закрытия, а увлечённая женщина снова рассказывает о поездке в областной архив и новых данных, которые нашла о своих предках, жителях деревни Нижнее Помасело. Её материалы я использовала в статье.
Сегодня Нижнее Помасело – это Заречная улица д. Новые Щеглята, но первые упоминания о ней есть ещё в Ревизских сказках (итогах переписи населения) 1795 года, проживала здесь, по тем записям, 81 душа. По переписи 1811 года – 100 душ, изменения составляли 35 душ, эта так называемая миграция.
Раньше деревня имела другие названия: Шабрикова, Помасола, Помаж Сола, у местных жителей сохранилось несколько легенд, связанные с ними.
Первая утверждает, что название Шабрикова деревня получила от старинного имени Шабрук. Семья этого человека жила в соседней деревне, но он решил найти себе другое место для проживания. Две луны он был в поисках, а на третьей луне нашёл подходящее место и начал строительство дома. Со временем возникла целая деревня.
Следующая легенда говорит о том, что деревню Помасола основал дед Пома (на русский манер – Фома). Отсюда и название – «Пома основал село».
Третья легенда объясняет название Помаж Сола. В переводе с марийского помаж – «родник», соло – «село»: «Родниковое село». И действительно, на берегу реки Иж много родников.
Расположение домов в деревне было преимущественно одностороннее, таким оно сохранилось и по сей день. Их количество с каждым годом всё уменьшается, сегодня проживает здесь 27 человек. Среди них – Метелёвы Семён Иванович и Зоя Ивановна. В тот день, когда я побывала у них в гостях, хозяева были заняты сенокосом. Хозяйство Метелёвых немаленькое: корова, телёнок, поросёнок, куры. «Это лекарство от недугов, – шутят ветераны, – если ничего делать не будем, помрём». А ещё силы дают родные места, где Семён Иванович прожил 78 лет, а его супруга – 82 года, и каждый день не перестают они любоваться красотами родины.
За годы, что они прожили в Нижнем Помаселе, прошла целая историческая эпоха.
До коллективизации здесь было около 60-70 домов, населяли её русские и марийцы, количество их было примерно равным. В народе деревню условно делили на две части: Мизгири (здесь селились русские) и Иж Дюр ( в переводе с марийского – «берег Ижа»). Нижнепомаселовцы жили дружно, никакой межнациональной неприязни не было. Землю пахали сохой, семена заделывали деревянной бороной, жали серпами, молотили цепами. Лишь у зажиточных крестьян имелись конные молотилки.Фото Т. СКРИПИНОЙ.
Семён Иванович вспоминает, как в деревне проходила коллективизация, многое он знает со слов родителей. В 1930 году здесь был организован колхоз «Йошкар Пеледыш» («Красный цветок»), председателем которого был назначен Фёдор Михайлович Пайметов. Не обошли жителей этой небольшой деревни репрессии, в 1934-1935 гг. раскулачили два хозяйства.
– Семья Терентия Степановича Метелёва была большой и работящей, – вспоминает Семён Иванович. – Два сына и две дочери работали не покладая рук, ходили помогать по найму в другие хозяйства, когда в своём работы были завершены. В деревне многие были против их раскулачивания, но советская власть диктовала свои законы. Отца и старшего сына угнали на каторгу, старший Метелёв помер по дороге. Сын работал в Норильске, строил железную дорогу – «дорогу на костях». Лишь через 25 лет он вернулся на родину, но не остался здесь, последние годы жизни провёл в Украине.
Эта же участь выпала Фёдору Павловичу Метелёву. Его жена Анна Александровна была лишена избирательных прав. Она просила о восстановлении их, но получила отказ на основании того, что «поддерживала саботажные настроения, не проявляла сознательность и была неактивная общественница» (по данным протокола заседания сельского совета от 27 ноября 1934 года). Частично был раскулачен Даниил Григорьевич Пайметов.
Военные годы мои собеседники не забудут никогда, их детство проходило в голоде и холоде. Дети не учились, помогали взрослым на сельхозработах. «Всё для фронта, всё для Победы!» – эти слова тогда понимал каждый ребёнок, и не только понимал, а прочувствовал на себе.
– Как-то я не ел двое суток, – рассказывает Семён Иванович, – мы с товарищем нашли молодой пустырник, его стебли показались нам очень вкусными. Сколько мы их съели, уже не помню. Вечером меня сильно рвало, а мой друг умер. Я никогда не забуду его тело: живот был невероятно большим, так сильно его вздуло.
Ещё мой собеседник вспоминает, как в соседней деревне нашли белую глину, жители сочли, что она съедобная, люди её ели, нарушая при этом процесс пищеварения. И днём, и ночью это место охранялось, чтобы чужие глину не брали. Легче было выжить тем, кто держал корову, эта кормилица пропасть не давала.
После Победы жизнь в деревне наладилась не сразу. Но стало значительно легче: в хозяйстве появилась мужская сила, это чувствовалось в каждом доме, куда возвращался фронтовик. Уже в мирное время Семён Иванович познакомился со своей будущей женой Зоей Ивановной. Отчаянная, работящая девушка нравилась многим, а сердце отдала ему. «Бригадиром раньше была, – рассказывает ветеран, – привыкла командовать, до сих пор эту привычку забыть не может, всё время мне какой-нибудь наряд даёт». Супруги смеются. Судьба их была непростой, но вместе они преодолели многие невзгоды. Одна из них – смерть сына, он 20 лет отработал в милиции, но подвело сердце. Дочь Валентина живёт в Кирове, часто навещает родителей, а ещё у них есть трое внуков и пятеро правнуков.
Всю свою жизнь Метелёвы проработали в колхозе, их трудовой стаж на двоих больше века. – Привычка трудиться у нас в крови, – говорят они.
Немало пришлось пережить этому поколению, судьба их закалила, заботу и уважение они заслужили по праву. Ведь это благодаря им, скромным труженикам глубинки, Россия победила в военные годы врага, а в послевоенные – разруху


У вас недостаточно прав для комментирования.