"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

19 апреля 2024

Деревня Чертёнки

Деревня Чертёнки.И какие только интересные названия не носят населённые пункты! Порой удивляешься, как люди придумали такое, да ещё и поселились в том месте.
Название деревни Чертёнки (Безводнинское сельское поселение) упоминается ещё в переписи Вятской губернии 1881 года. Там оно названо как поселение Чертёнков, а также Торкал-полок (слово «полок» в переводе с марийского языка означает «род»). Записей о нём мало, что объясняется малочисленностью населения. Поселение входило в Зыковскую волость. В конце XIX века почти все жители деревни носили фамилию Тутубалины.
По архивным данным, согласно переписи 1891 года, деревня относилась к Крутоложскому обществу. В ней насчитывалось 11 дворов, мужчин – 52.
Несмотря на малочисленность населения и необычное название, которое все связывают с нечистой силой, деревенская жизнь текла по тем же законам, как и везде. Семьи были в основном многодетные. Люди занимались сельским хозяйством, трудились в полях, на животноводческой ферме, овчарне, конном дворе.
В годы Великой Отечественной войны 14 жителей Чертёнков были призваны на защиту родной страны, девять из них погибли на полях сражений. Домой вернулись Пётр Кузьмич Зыков, Сергей Павлович, Пётр Васильевич, Алексей Павлович и Кузьма Константинович Тутубалины.

О жизни – в стихах
Л.С. Репин.  Нина Кузьмовна Репина вместе с мужем Леонидом Степановичем сегодня живут в доме отца. Они переехали сюда из Вои. О том, что в доме жил ветеран войны, напоминает звезда, прикреплённая к бревенчатому срубу.
Хозяйку дома я не застала, а вот Леонид Степанович оказался очень интересным собеседником. О своей жизни он рассказал и в прозе, и в стихах, которые сочиняет просто на ходу.

 

Судьба распорядилась со мной строго,
Пришлось и мне покинуть родной дом.
Приехал я в глухую деревушку,
Чертёнки называется она.
Меня приняли очень дружелюбно,
И поселился здесь я навсегда.
Сначала было всё как по уставу:
Была работа, были и друзья,
Но перестройка всё перечеркнула,
И рухнули все планы у меня...

Супруги Репины переехали в родительский дом в надежде улучшить свои жилищные условия, рядом стоят стены нового каменного дома, достроить который им уже не удастся. Леонид Степанович работал в «Войском» плотником и пастухом, переехав на новое место жительства, трудоустроился в «Земледелец». «Какое хозяйство потеряли, в военные годы сохранили, а сейчас... – с отчаянием в голосе говорит он. – Молодёжь стала совсем другой, у неё изменились ценности и идеалы. Трудиться не хотят, изуродуют себя по пьяни и дури, а потом пенсии и льготы получают. Я не пойму, за что некоторым пособия и льготы платят?! Люди не работают, а им за это деньги дают».
Закон принять надо построже
И пьянку как-то прекратить.
Иначе крах придёт России,
Ведь некому детей растить...

Леонид Степанович рассказал о том, что раньше много читал, его любимые авторы – М. Шолохов, Латвис, Л. Толстой, а потом заметил, что его мысли рифмуются. Все сложенные строчки хранятся только в его памяти. За время нашей беседы он прочёл мне несколько стихотворений, похожих на рассказ. Своими сочинениями он делится с соседями. Всего в деревне три жилых дома, люди здесь живут дружно, поддерживают друг друга и шуткой, и словом, и делом.

Чертёнки. Дом № 13
И.А. Ермаков с внучкой.По адресу: деревня Чертёнки, дом 13, уже много лет счастливо проживает семья Ермаковых. Иван Алексеевич и Зоя Ивановна занимаются домашним хозяйством. Когда-то оно было большим, но дети, раньше приходившие на подмогу, покинули родной дом, здоровье супругов подводит, поэтому хозяйство пришлось сократить. У Ермаковых огород, сад. Дети часто навещают родителей. Их, привыкших к городским благам, по-прежнему тянет на родину, в деревню, ведь что может быть вкуснее маминых пирогов с ягодами, капустой, фаршированных перцев.
Во время моего приезда Зои Ивановны дома не было (она уехала помогать родственникам с ремонтом). Но очень много о любимой мамочке и бабушке рассказали сын и внучка. Помимо того, что Зоя Ивановна прекрасная хозяйка, она ещё и мастерица-рукодельница. В свободное время, зимними вечерами она вяжет или вышивает красивые вещи для украшения дома. Цветоводство – тоже одно из её любимых занятий.
Иван Алексеевич больше хлопочет во дворе. Он рассказал, что места здесь очень красивые. В деревне на одном из заброшенных участков растут два кедра. В этих краях много грибов и ягод, особенно на зарастающих молодым лесом полях. По этой же причине дикие животные близко подходят к человеческому жилищу. Местные жители видели следы медведей, лосей, кабанов, а однажды лиса привела в деревню выводок. Охотники эти места любят.
У Ивана Алексеевича тоже есть любимое увлечение – рыбалка.
«Очень красиво у нас осенью, когда слегка подстынет. Кругом тихо, спокойно, чисто, – рассказывает он. – Жаль, погибают деревни. Было бы хозяйство, и мы жили бы лучше».
Репины и Ермаковы покидать эти места не собираются и даже ждут соседей Петровых, которые пока живут в Пижанке, а сюда приезжают лишь на выходные. «Вот выйдут на пенсию – к нам переберутся, веселее будет», – говорит он.

Покидая деревню, мне захотелось
посмотреть хотя бы на один из кедров. Но путь к красавцу так зарос крапивой и бурьяном, что пробраться до него не было возможности. Лишь издалека полюбовалась я его богатой нежно-зелёной кроной.
Теперь если меня кто-то пошлёт к чёрту, я вспомню именно эти места – спокойные, красивые, ничем не напоминающие о нечистой силе.


У вас недостаточно прав для комментирования.