"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

29 марта 2024

Защитник Брестской крепости

Е.В. Журавлёв с ижевскими учениками.Брест. Брестская крепость. Здесь в ночь на 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

О крепости над Бугом, ставшей для всего мира символом беспредельного мужества, стойкости и героизма, написано немало.
В газете «Вятский край» от 14.02.2015 г. № 7 есть материал Василия Смирнова «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» (такие слова были выцарапаны неизвестным бойцом на стенах Цитадели).
Автор побывал в Брестской крепости. Незримо его сопровождали защитники крепости, наши земляки. С ними Василий Васильевич ранее встречался, записал их воспоминания о тех страшных днях. Он приводит список с именами защитников крепости (возможно не полный), среди которых есть и пижанцы:
Ефремов А.,
Жаровцев В.,
Жуйков,
Журавлёв Е.В.,
Зверев А.А.,
Зверев Н.Г.,
Зыков И.,
Изергин,
Ильин,
Костромин А.,
Лаптев П.А.,
Машкин Г.И.,
Мильков Н.И., 
Мотовилов Л.,
Мотовилов Н.,
Савиных,
Чемоданов А.

Среди записанных В.В. Смирновым воспоминаний в «Вятском крае» приводится и рассказ Евгения Васильевича Журавлёва, рядового 455-го стрелкового полка, сражавшегося возле Трёхарочных ворот Брестской крепости.
«В ночь на 22 июня я заступил в наряд – часовым в орудийном парке. За рекою было спокойно. Если, правда, не считать двух глухих пулемётных очередей. Но они тревоги у меня не вызывали: раздавались за Бугом выстрелы и раньше.
Я сдал свой пост земляку, пижанцу Александру Ефремову, и вернулся в караульное помещение. Не прошло и получаса, как крепость содрогнулась от мощнейших артиллерийских ударов и потонула в оглушительном грохоте. Всё рушилось и горело. Крепость задыхалась в дыму.
Погиб в ту ночь на посту Александр Ефремов. С поста не вернулся и другой мой земляк, Пётр Лаптев, охранявший на товарной станции состав, прибывший с запада: около четырёх утра по условному сигналу двери во всех вагонах этого поезда распахнулись, и на землю попрыгали фашистские автоматчики, которые, сняв часовых, двинулись к крепости.
...Нашу группу возглавил лейтенант Сорокин. Мы заняли оборону у Трёхарочных ворот и отбивали атаки врага у моста через Мухавец. Девять суток держались.
Не было пищи, не хватало патронов, мучила жажда, хотя вода была рядом. Редко кому удавалось под покровом ночи пробраться к реке, чтобы зачерпнуть каской глоток воды. А если и удавалось, то воду отдавали раненым – их становилось всё больше и больше.
Меня ранило на десятые сутки, когда было принято решение отходить. Я делал дымовую завесу для отхода, и в этот момент меня обожгла пуля. Я упал. Очнулся от удара фашистского сапога. Меня взвалили на носилки и понесли. Я понял: это – плен...»
Четыре года провёл вдали от Родины в фашистских концлагерях Евгений Журавлёв. Такая судьба была уготована большинству из защитников крепости, чудом оставшихся в живых.
После войны жил в д. Безводное».

С именем этого защитника Брестской крепости я ещё раз столкнулась, когда стала готовить материал о туристическом походе ижевских учеников 30-летней давности. 20 июня 1985 года ребята побывали на улице Заречной д. Безводное, встретились с Евгением Васильевичем и записали его воспоминания о тех страшных днях его жизни. Также сделали несколько снимков. Вот что они записали:
«Е.В. Журавлёв, 1921 г.р., житель д. Безводное, в 1940 году ушёл служить в Красную Армию. Сначала солдат привезли в Картус-Берёзу, а потом перевели в Брестскую крепость. Они были размещены в центре Цитадели. Журавлёв служил в составе 42-й стрелковой дивизии в должности миномётчика.
В 4 часа утра 22 июня 1941 года на крепость напали немцы. Они не давали выйти из Цитадели. За 15 минут наши пулемётчики уложили полк. Река стала красной от крови, невозможно было пить из неё.
Женщины с детьми укрывались в церкви. Горючее было выкачано из танков.
Немцы долго не могли взять крепость. Они стали затапливать водой подвалы, в которых были раненые. В одном из них находился раненый 1 июля Е.В. Журавлёв (имел ранения в руку и в ногу). В подвалах не хватало воздуха. Когда больных подняли наверх, немцы взяли их в плен.
Фашисты разложили костёр и посадили вокруг пленных, пить не давали. Раненых лечили наши же врачи. Охрана была сильная.
Е.В. Журавлёв прошёл 15 лагерей – в Польше, Германии, Голландии. Сначала попал в 307-й лагерь. Там встретил земляков.
Одежду пленным выдавали по номерам. У Журавлёва был номер 128501. Паёк давали очень маленький. Есть было не из чего, поэтому ели из гимнастёрок – лакали, как собаки.
Пленные работали в шахтах, на мыльной фабрике, выполняли самые разные работы. Были попытки и к бегству.
Лагерь, где находился Евгений Васильевич, освободили 23 апреля 1945 года. После плена он подлечился и продолжил службу в армии.
В 1964 году Е.В. Журавлёв посетил крепость-герой Брест».

В 1985-м, в момент встречи с ижевскими ребятами, Е.В. Журавлёв вёл переписку с музеем.
Умер защитник Брестской крепости Журавлёв 26 декабря 1996 года. Награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и многими юбилейными медалями. Земляки чтут его память.


Комментарии 

 
0 #1 Евгений 25.03.2015 16:36
Спасибо большое за статью о моём деде, однако умер он в 1996 году.
 

У вас недостаточно прав для комментирования.