"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

28 марта 2024

Большое Копылово когда-то было большим

Деревня Большое Копылово вполне подходит под рубрику «Далёкое-близкое», где я рассказываю о населённых пунктах, бывших когда-то центрами хозяйственной и общественной жизни той или иной территории и превратившихся сегодня в малюсенькие деревеньки с несколькими жителями. В Копылово, по данным администрации Пижанского городского поселения, зарегистрированы 19 человек, правда, проживает значительно меньше: работы для местных жителей с распадом сельхозпредприятия не стало, вот и уехала часть людей трудоспособного возраста в поисках лучшей жизни. И общая атмосфера здесь, к сожалению, не так далека от состояния тех деревень, где совсем пустынно.

Наверное, потому, что когда-то здесь были животноводческие фермы, местные жители верили, что вот-вот случится чудо, и МТФ вновь заполнятся коровами и телятами, что возле них загудят трактора, подвозящие корма для животных, что отсюда снова повезут молоко – в общем, что тут закипит жизнь. Вряд ли. Сегодня жители не видят никакой перспективы, тем и близка эта ещё жилая деревня к совсем маленьким, умирающим. Печально, конечно, что деревня Большое Копылово теперь совсем не большая.

Из истории
Когда-то деревня была действительно большая и многолюдная. Насчитывалось здесь около 200 дворов. Молодёжи было много: почти в каждой семье по три-четыре человека. Молодые семьи отделялись, строили свои дома, рожали и воспитывали детей. Трудились селяне в колхозе «Память Куйбышева». Работало здесь четыре бригады, фермы, три мельницы, маслобойка, функционировали сельский клуб, танцплощадка, начальная школа. Жизнь деревни и её обитателей протекала размеренно, пока не случилась беда. Ещё до войны страшный пожар полностью уничтожил одну из улиц. Погорельцы на пепелище строиться не стали, из деревни уехали. С того времени стало Большое Копылово убывать. Совсем притихла деревня, когда началась Великая Отечественная война, всех мужчин забрали на фронт. Остались женщины, старики и дети.
Сегодня коренных жителей по пальцам можно сосчитать. Да и облик деревеньки стал не очень привлекательным. Здесь есть, конечно же, ухоженные дома и прибранные территории возле них, но есть и заросшие бурьяном, и, похоже, никому до этого нет дела.

О деревне с любовью и болью
Александр Степанович Васенин был первым человеком, кого мы встретили в Копылово. Вся его жизнь связана с родной деревней, где он родился, где прошло его детство и юность, где трудился в колхозе и где сейчас коротает старость. Часто дедушка выходит посидеть на скамеечке возле дома, да вот только прохожих очень мало. Поэтому нам был очень рад.
Родился он в 1935 году в обычной крестьянской семье. Мать работала свинаркой, отец – рядовым. Держали большое хозяйство. Но грянула война, которая в один миг перечеркнула судьбы людей. «Отца сразу забрали на фронт, и мы до сих пор не знаем, что с ним случилось. С войны он так и не вернулся. А нашу семью признали врагами народа, – с отчаянием вспоминает ветеран. – Пришли однажды в дом, без всяких объяснений всё перешерстили, забрали скот, имущество. Оставили нас помирать. Мать тогда, чтобы как-то выжить, продала хлев, ограду, работала от зари до зари, а я ходил по деревне и просил милостыню».
Ещё будучи мальчишкой, Александр пошёл работать в колхоз. Доверили ему быка, на котором он возил снопы. Трудились колхозники тогда в две смены: днём работали пожилые, ночью – молодёжь.
Затем подошло время отдать долг Родине. Александр Васенин отслужил три с половиной года в зенитной артиллерии на Дальнем Востоке. Вернувшись домой, снова пошёл в колхоз. Высокому, статному молодому парню доверили «железного коня». Так артиллерист стал механизатором, с ранней весны и до поздней осени трудился на колхозных полях, а зимой возил скот и дрова. Более 30 лет посвятил он любимому делу. После выхода на пенсию ещё два года работал на бульдозере. «А сейчас земля-матушка никому не нужна стала, всё кругом зарастает лесом да бурьяном», – с нескрываемой болью говорит он.
– Расскажите, как с будущей супругой познакомились? – интересуюсь я, чтобы отвлечь его от грустных мыслей.
– Нас познакомил один мой старый знакомый. Пришёл однажды и говорит, что в деревне Соловьи Безводнинского сельсовета живёт очень хорошая, скромная девушка, надобно бы тебе на ней жениться. Недолго думая, собрались и поехали сватом. Валентина уж очень мне приглянулась, и я понял – это моя судьба. Вскоре сыграли свадьбу, вот уже 56 лет душа в душу живём, – как-то сразу оживился мой собеседник.
В их счастливом семейном союзе родилось трое детей, всех воспитали достойными людьми.
«А знаете, как у нас в Копылове раньше хорошо было! Народу много, улица центральная ухоженная была, приятно пройти», – неожиданно перевёл тему разговора Александр Степанович, и чувствуется, что ему очень дороги эти воспоминания. – Бывало, пройдёт гармонист по деревне – и в сельском клубе яблоку негде упасть. Здесь всегда весело проходили праздники, народные гулянья, вечёрки. Пели, плясали до рассвета, а теперь заливистые звуки гармони и не услышишь».
Да, старожилу действительно есть с чем сравнивать. Сейчас вся улица заросла бурьяном, дороги не видно. Обкошены только приусадебные участки у жилых домов, а у заброшенных стоят заросли с человеческий рост. «Раньше такого беспорядка у нас не было, иногда так слёзы из глаз сами и катятся», – говорит он.
Супруга Александра Степановича больна, не оправилась после инсульта. Тяжело ему одному стало справляться с хозяйством, поэтому дочь Надежда все домашние хлопоты взвалила на свои плечи. Да и братья всегда на подхвате, приедут, помогут, поддержат.
Прощаясь с Александром Степановичем, я пожелала ему крепкого здоровья и долгих лет жизни.
– А статья-то в газете когда выйдет? – окликнул меня дедушка.
– В одном из ближайших номеров, – ответила я и помахала на прощанье рукой.

Всю жизнь – в труде и заботе о близких
Следующей моей новой знакомой оказалась доброжелательная и общительная бабушка Анна. Вся жизнь Анны Ивановны Албахтиной прошла в трудах да заботах. Родом она из деревни Пайгишево, а замуж вышла в Новый Починок. Но обо всём по порядку.
Родилась Анна Ивановна в 1953 году в семье простых сельских тружеников. Анна была четвёртым ребёнком в семье, до её появления на свет у родителей было три дочери, которые умерли. Детство моей героини было нелёгкое. Она рассказала, что когда была ещё совсем малюткой, мать с отцом отправились на праздник в Новые Щеглята, а её оставили с бабушкой. Случилась страшная беда – пожар, который полностью уничтожил дом и имущество. «Спастись нам помог паренёк из Сотникова. Увидев пламя, подбежал к избе, разбил окно и помог нам выбраться», – то и дело смахивая с глаз слёзы, Анна Ивановна ведёт свой неторопливый рассказ. Погорельцы стали жить в шалаше. Когда стало совсем холодно, их приютили соседи. Вскоре они купили старенький домишко и переехали туда. В семье родилось ещё трое детей: Валя и двойняшки Иван и Зина. Но семейное счастье супругов оборвалось в один миг: умер сын Иван, заболела дочка Зина. Её увезли в больницу, где она пролежала долгое время. Вскоре после тяжёлой болезни скончалась и их мама. Зину после выздоровления отправили в дом малютки. А все заботы по воспитанию дочерей Анны и Валентины легли на плечи отца. «Первое время было очень тяжело, жили мы бедно, – признаётся моя собеседница. – Не хватало маминой ласки, поддержки». Когда Анна пошла в первый класс, папа купил ей шубу из овчины. «Я её носила, не снимая. А всё потому, что платье на мне было дырявое. Однажды учительница заставила снять шубу, я в слёзы. Очень уж стыдно было», – вспоминает моя героиня. – Уборщица пожалела меня и сшила сарафан, как сейчас помню, тёмно-синий, красивый».
Окончив пять классов, девушка пошла работать. С 11-ти лет она уже трудилась на колхозных полях, а с 13-ти – на ферме. Работала добросовестно, денег хватало и на еду, и на наряды. «Трудно, конечно, было очень, но тогда все так жили, труд всегда на первом месте стоял, но ведь и отдыхать мы умели. Деревенские вечёрки, танцы, песни и частушки под гармошку – разве ж можно забыть всё это!», – вспоминает моя собеседница. Жизнь, казалось бы, наладилась. Но тут случилась новая беда. Ушёл из жизни отец. Анне на тот момент было 15 лет. «Я тогда сказала себе: всё преодолею, выстою», – говорит бабушка. Дальнейшую жизнь сёстрам пришлось строить самостоятельно, держась друг за друга. Помогали неравнодушные соседи, земляки.
Во время нашего разговора женщина призналась, что мечтала по-другому прожить свою жизнь. Она собиралась уехать, отучиться, найти работу, мир посмотреть, как говорится. Но судьба распорядилась иначе. Правду говорят: «Своё не объедешь». Когда моей героине исполнилось 18 лет, на пути по встречался будущий муж. Познакомились молодые люди в Рождество. Валерий с первого взгляда просто прирос к Аннушке, так и сказал: «Я тебя никому не отдам». Вскоре приехал сватом, поженились, переехали на родину мужа, а в 1971 году – в Копылово. Моя героиня всю жизнь проработала дояркой. Ни выходных, ни отпусков тогда не знали. Тут же трудился трактористом и Валерий.
Главное богатство Албахтиных – шестеро детей. Росли они сами по себе: ходили в школу, учили уроки, помогали по дому, на ферме. И так изо дня в день в постоянных трудах и хлопотах незаметно пролетали годы... Вот уже 11 лет женщина встречает каждый новый день без своей второй половинки. Да и к тому же здоровье подводит. «Руки, ноги болят, сил нет», – признаётся моя собеседница. Родные в свою очередь не забывают о маме и бабушке, навещают старушку, помогают.
На прощание бабушка Анна приглашает приезжать в гости. Её простота и открытость приятно поражают.

По душе жизнь деревенская


Далее я направилась к дому супругов Васениных. Шла по улице и смотрела на пустующие, покосившиеся дома по обе стороны дороги, их чёрные окна. Невольно представила, как горела за этими окнами лучина, трещали поленья в русской печи, согревая людей холодной зимой...

Татьяну Леонидовну и Василия Вениаминовича я встретила на улице возле дома. Завидев меня, они приветливо поздоровались. Я объяснила радушным хозяевам, с какой целью приехала в Копылово. Они были немного удивлены. «Да что про нас писать-то, осталось в нашей деревне всего девять жилых домов», – сказала женщина. Супруги Васенины живут здесь уже 36 лет и уезжать не собираются. Татьяна Леонидовна трудилась в совхозе «Кашнурский» дояркой, Василий Вениаминович – трактористом. Родили и воспитали троих детей, радуют бабушку с дедушкой четверо внуков. Трудолюбивые селяне, находясь на заслуженном отдыхе, не сидят без дела: держат бройлеров, кроликов, овец, занимаются садом-огородом. Не могу не сказать о доме, в котором они живут. По нему видно: хорошие здесь хозяева! Везде чистота и уют, очень приятная обстановка. Я поинтересовалась у Татьяны Леонидовны, в чём же секрет их семейного счастья. «Счастье – это когда в доме всё хорошо», – признаётся женщина. Семья занимает большое место в жизни Татьяны Леонидовны, с родными она делится заботами и радостями. В свободное от повседневных забот время вся семья – и дети, и внуки – собираются в гостеприимном доме за хлебосольным столом, делятся новостями, вспоминают былое.
Далее наша беседа плавно перешла в русло обсуждения социальных проблем: нет здесь магазина, медпункта, транспортного сообщения, да и водонапорную башню включают всего раз в неделю. Так же раз в неделю заглядывает сюда почтальон, приносит корреспонденцию, пенсию, оказывает необходимые услуги по коммунальным платежам.
Сегодня деревня Большое Копылово живёт особым укладом жизни. Ту, что была прежде, хотя бы лет 20-30 назад, уже не возродить, поскольку уходят из жизни старики, носители её духа, а работоспособная часть активного населения перебралась в город, и, что бы оттуда ни говорила, в деревню уже не вернётся.

 


У вас недостаточно прав для комментирования.