"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

29 марта 2024

Вся жизнь прошла в труде и заботе о близких

Нина Александровна СОФРОНОВА.21 октября 95-летний юбилей отпраздновала Нина Александровна СОФРОНОВА, долгожительница п. Пижанка. Она – представительница того поколения, которое на плечах вынесло тяготы войны и помогало восстанавливать послевоенное хозяйство. Многое пришлось увидеть и пережить. Но какие бы испытания ни выпали на её долю, она с честью вынесла их на своих хрупких женских плечах.

Да, нелёгкую жизнь прожила именинница, но, несмотря на почтенный возраст, она не утратила силы духа, сохранила свежий ум и чувство юмора. (Во время нашего разговора то пошутит, то приветливо улыбнётся). У неё удивительная память! Она во всех подробностях рассказала о поворотах своей судьбы. «О том, что доведётся прожить так много лет, – откровенничает бабушка, – и подумать не могла».
Родилась Нина Александровна в 1920 году в д. Мирянга. Родители очень любили друг друга. Отец женился на маме после смерти первой жены. От того брака у него было четверо детей. Мама приняла их как родных. Потом в семье родилось ещё пятеро ребятишек. «Мы жили дружно, никогда не ссорились», – признаётся моя собеседница. Родители трудились в колхозе. Мама работала дояркой на ферме, отец – ветеринаром. Чтобы помочь родителям, Нина в 12 лет начала работать в детском саду. За ней было закреплено четверо детишек. И что самое интересное, она до сих пор помнит их имена. Потом трудилась в колхозе. Всю свою жизнь жила по принципу «ни дня без работы». Пожалуй, в этом и кроется секрет её долголетия.
В 1941 году Нина с подружкой получили повестки. Девушек отправляли работать в Киров, в эвакуированный из Харькова Коломенский военный завод. «Я как раз в поле боронила. Прихожу домой на обед, а мама плачет, повестку в руках держит. Пошли мы с ней к бригадиру с просьбой освободить меня от работы до вечера,чтобы собрать вещи, но он не разрешил. Вернулась с работы заполночь, наскоро собрала котомку», – говорит Нина Александровна. Утром она проводила корову в стадо, попрощалась с родными и соседями. Вещи сгрузили на повозку, а сами пошли пешком. Когда добрались до места, всех распределили по цехам. Сначала она была простым разнорабочим, затем встала за револьверный станок. «Нас ничему не учили, показали один раз, как нужно делать, и всё. Поначалу было очень тяжело: работали более 12 часов в день, стоя на ногах, столовой не было, всё время хотелось есть. Но нам с подругой повезло: нас поселили в частный дом, где жила женщина с ребёнком. Она отнеслась к нам, как к родным дочерям. Бывало, придём с работы, уставшие, замёрзшие, а она нас на печь посадит, самовар поставит, чаем горячим напоит. Я ей до сих пор благодарна», – вспоминает ветеран. 
Не выдержав тяжёлых условий, многие бежали с завода, но их ловили и сажали в тюрьму. Однажды Нина встретилась со своей знакомой из Семендура, Лидой, которая рассказала, что они с подругами тоже решили бежать. И им это удалось. Недолго думая, Нина с подругой тоже решили податься в родные края. Об этом узнал их бригадир: «Куда вы пойдёте со своими чемоданами по сугробам? Я вам сделаю салазки». Рано утром он проводил девушек за город. В сильную пургу шли они, голодные, замёрзшие, измождённые, через лес. Надежда выбраться к людям таяла с каждой минутой. И тут, немного оглядевшись, Нина увидела вдали огонёк. «Идём быстрее, – говорю я подружке. – Там впереди деревня. Вскоре мы вышли к небольшой деревушке, постучались в первый же дом, из которого вышла немолодая женщина. Она посмотрела на нас и всё поняла». Хозяйка обогрела беглянок, накормила и уложила спать. Утром собрала им в дорогу еды и рассказала, в каком направлении идти. Шли они без остановки, и к вечеру добрались до дома. Сколько испытаний им пришлось преодолеть! Но радость встречи с родными была недолгой.
В 1944 году российские войска освободили Харьков. Военный завод со всем оборудованием перевезли обратно на Украину, туда же отправили и рабочих, в том числе и Нину. И начались трудовые будни. Нина работала на расточке бомб. «Когда зазвенел гудок, оповещающий об окончании войны, мы даже не поверили, – говорит Нина Александровна. – Столько потом было радости, крика и слёз! А на следующий день нам дали выходной». Это был самый счастливый день в её жизни. И, казалось бы, все трудности позади, впереди – встреча с родными. Но нет. Ещё шесть лет после Победы она трудилась на заводе, так как участок был секретным.
Только в 1951-м Нина вернулась на родину. Её, исхудавшую, измученную, повзрослевшую, родные узнали не сразу.
Вскоре после тяжёлой болезни умер отец. «Мама всё время плакала, плакала и молилась за наше здоровье. Может быть, её молитвы и помогли нам вновь встать на ноги», – рассказывает она. Девушка устроилась работать на льнозавод. «Инженер сказал мне: «Ты, Нина, будешь работать с механиками. Раз ты была токарем, то всё умеешь, со всем справишься», – рассказывает Нина Александровна. Потом работала в совхозе, трудилась добросовестно, имеет звание «Ветеран труда», неоднократно награждалась грамотами и поощрениями.
Свою семью Нина Александровна так и не создала, замуж не выходила. Конечно, предложения руки и сердца были, но Нина их отклоняла. Она всю жизнь любила одного человека, Петра Аркадьевича Зверева. «Мы искренне любили друг друга. Я проводила его в армию, дав обещание ждать. И ждала, молилась и ждала, чтобы он вернулся живым. По несколько раз перечитывала все его письма», – с грустью говорит Нина Александровна. Но война перечеркнула планы молодых людей. Пётр погиб в первые дни войны.
Нина во всём помогала матери, ухаживала, растила и воспитывала племянников, была для них и мамой, и няней, и другом. Заботясь о родных и близких, и не заметила, как пролетели годы.
«Она никогда не жаловалась на жизнь», – включился в разговор Александр Александрович, её брат, с которым она живёт. С ним и его женой Людмилой у женщины сложились добрые отношения. «Живём мы дружно, никогда не ссоримся, не обижаем друг друга», – признаётся ветеран. Эти добрые люди делают всё для того, чтобы бабушка не чувствовала себя одинокой. Окружают её заботой и вниманием. Да и родные: братья, сёстры, племянники – часто звонят, навещают.
Несмотря на то, что годы подточили зрение и практически отобрали слух, она не в тягость своей семье, сама за собой ухаживает, ещё хлопочет по дому.
Пережившая войну, послевоенный голод и разруху, Нина Александровна убеждена, что к жизни, какой бы она ни была, горькой или радостной, надо относиться с огромной благодарностью.


У вас недостаточно прав для комментирования.