"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

10 декабря 2018

ЗАВОД ИМЕНИ ЛЕЖНИНА

"Вот что я нынче смастерил" 
О талантливом механике, рационализаторе и изобретателе из д. Павлово Б.Д. Лежнине и его творениях «районка» рассказывала не единожды. Фраза мужчины «Тут я одну штуку собрал», произносимая им во время телефонного разговора с кем-то из корреспондентов, означает, что надо с механиком непременно встретиться, про «собранную штуку» подробно расспросить и что разговор с ним обязательно получится интересным.

Нынче весной на такой телефонный звонок довелось ответить мне. И вот я – гостья Бориса Дмитриевича. Мужчина проводит меня по своему садовому участку, демонстрируя мобильную клубничную грядку (о ней я рассказывала в «Сельских вестях» за 19 мая), «огороженные» старыми автомобильными покрышками молодые фруктовые деревья («обкашиваю участок мотокосой, шины выступают в качестве защиты стволов от любых неловких действий с инструментом»), пятнадцатилетний кедр («полюбилось это дерево внуку Илье, когда в гости заглядывает, всегда за ствол держится, говорит, что энергией от кедра подпитывается»). Но по горящим глазам Б.Д. Лежнина понимаю, что совсем не для демонстрации садовых насаждений да приспособлений пригласил меня он, любитель мастерить-паять-вытачивать, что самое интересное оставляет напоследок. И оказываюсь права – Борис Дмитриевич демонстрирует дровокол на основе мотоблока «МБ-1».
– Вот, Борисовна, посмотри, устройство, которое я нынче смастерил, чтоб избавить себя от колки дров традиционным способом, то есть топором, – говорит мужчина, – изобретение это не моё, но каждую деталь устройства сам вытачивал, выпиливал или подбирал, прилаживал. Видела ли когда такую дровокольную установку?
– Нет, – отвечаю честно, – но коллеги как-то рассказывали, что подобный агрегат демонстрировали в одной из телепрограмм.
– Действительно, подобный: тоже в основе – конус с резьбой, но работал тот от электрического двигателя. При необходимой мощности электродвигателя на счетах за потреблённую энергию разориться можно. А бензиновый двигатель всего 360 г в час топлива «кушает» – это для меня, пенсионера, доступно. Идея сделать дровокол у меня давно была. А зимой сын Юрий говорит: «Отец, я в Интернете нашёл чертежи такого устройства. Посмотришь?» Я, конечно же, их изучил, ещё фотографии, видео посмотрел и взялся за дело.
Повествование Бориса Борис Дмитриевич ЛежнинДмитриевича о проделанной работе просто песня – так увлекательно, интересно слушать, что и от чего приводится в действие, да и слова мастер использует красивые, звучные – вращение конуса, защищённый кожух, редуктор, цепная передача, передаточное число… Но чтобы не запутать меня, человека далёкого от механики, мужчина делает «перевод», которым сопровождает демонстрацию агрегата в действии: 
– Проще говоря, рабочая часть дровокола – вращающийся конус с опорной резьбой. На рабочий стол ставим чурку, подталкиваем её к конусу, слегка надавливая, – процесс пошёл (вот это ты, Борисовна, и сфотографируй), дальше конус «берёт» тюльку сам и разрывает её. Далее берём половинку чурки, снова пододвигаем к конусу… Видишь, измельчит её, как тебе надо!
Я таких дровоколов два сделал. Вот этот, мой, пока прошёл испытания и ждёт, когда я машину дровишек куплю. Когда я его собрал, позвонил своему приятелю Славе, говорю: «Приезжай, посмотри технику в деле». Слава приехал, дровокол и механизм его действия изучил и говорит: «Сделай и мне такой!» С материалами, запчастями для агрегата он помог, я потрудился над созданием. Так приятель со своим сыном с помощью такого устройства с колкой 15 кубометров дров быстренько справились! Теперь ещё для одного хорошего знакомого с мотоблоком собираюсь дровокол сделать – заказ от него поступил. Да, люблю я с железками возиться!
В подтверждение этих слов Борис Дмитриевич показывает трёхкорпусной плуг для трактора, который вместе с сыном сделал («корпуса-то мы от старых конских плугов взяли, все сварочные работы проводит Юра»), усовершенствованный картофелекопатель к мотоблоку:
– Был у меня картофелекопатель заводской, типовой, но мне он не нравился – много картошки резал. Тогда я взял стреловидную лапу от культиватора, приварил к ней по бокам по три металлических штыря-сепаратора (картошку от комьев земли чтобы отделяли), продумал прицеп с регулировкой глубины – и поехали копать! Ни одного клубенька не повреждает мой картофелекопатель! Я такой и приятелю Леониду сделал.
Хорошая для деревни техника – мотоблок. На нём землю обрабатываю, картофель копаю, дрова теперь с его помощью буду колоть. За грибами на нём езжу, заменив типовые колёса на «москвичовские». Знаешь ведь, где местечко Кресты находится? Километров 17 до него будет, так я за час дотуда на мотоблоке добираюсь. Сейчас думаю над тем, как технику «заставить» скашивать картофельную ботву.Лежнин с дровоколом
«Летать хочу!»
Рассказ о маленькой сельхозмашине я слушаю внимательно, а сама смотрю на трактор, марки которого определить не могу.
– Что, мой «ЗиЛ» понравился? – слышу вопрос.
– «ЗиЛ»? – удивляюсь я.
Хозяин трактора показывает мне аббревиатуру на синем капоте трактора – точно «ЗиЛ»! Мужчина смеётся:
– Можешь этому трактору сама звучное название дать, потому как собран он из механизмов, деталей от 15 разных машин! Например, двигатель – от «копейки», ведущий мост – от комбайна «Нива», капот – как понимаешь, от грузовика.
– Труба мне что-то напоминает, – напрягаю память я.
– Так это же выхлопная труба от мотоцикла! – живо поясняет мужчина. – Трактор этот сделан без помощи чертежей. Поставил я ведущий мост, и от него «плясал», как говорится. Я на этом тракторе уже не раз свой огород обрабатывал. Немало людей приходили посмотреть на эту сельхозмашину, и что интересно, самый популярный вопрос у них ко мне не «что ты на нём делаешь?», а «быстро ли трактор бегает?» Какой русский не любит быстрой езды!
Борис Дмитриевич со стартера заводит трактор, советуя мне посмотреть на находящийся за решёткой радиатора дополнительный вентилятор («с ним теперь хватает охлаждения»). Подаю мастеру знак: всё хорошо работает!
– Борисовна, а знаешь, как «ЗиЛ»-то расшифровывается? – заглушив двигатель, спрашивает мужчина и, видя мою готовность назвать стандартный ответ, весело выдаёт оригинальный вариант: – Завод имени Лежнина!
В завершение встречи Борис Дмитриевич рассказывает о планах «завода» («буду «Т-16» собирать») и об одной смелой мечте – сделать летательный аппарат.
– Я своим детям говорю: «Летать хочу!» А они мне в ответ: «Не смей!»
– Значит, верят, что можете подняться в воздух.
– Верят, – подытоживает мужчина, и его глаза озорно поблёскивают.
Наверное, я скоро буду писать про смонтированный летательный аппарат...

 


У вас недостаточно прав для комментирования.