"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

28 марта 2024

Стрекоза и Муравей, или Кем растим детей

Учебный год подходил к концу. Все ребята готовились к самым долгожданным летним каникулам. Уходя на отдых, каждый класс сдавал свой кабинет вожатым или специально созданной комиссии. В то время эти вопросы контролировались. Ребята всегда очень старались: промывали парты и доску, пересаживали цветы, убирали мусор, в общем, наводили порядок.

С детского сада детей приучали к дежурству, и они любили это делать. Дежурные по классу проверяли чистоту обуви, причём, очень придирчиво, подготовку необходимого к уроку, подметали класс, мыли доску, ухаживали за цветами, наводили порядок в раздевалке – всё выполняли с большим желанием, что меня поражало. Иногда они спорили за право владеть веником и совком, собирать и раздавать рабочие тетради. Со всеми обязанностями старались справиться самостоятельно.

Да и в классе ребята имели поручения, которые часто менялись, чтобы каждый почувствовал ответственность. Например, «затейники» организовывали игры в перемены, «спорти» проводили утром зарядку, «цветоводы» отвечали за комнатные цветы, «всезнайки» проверяли подготовку к урокам, заполнение расписания уроков на неделю, запись домашнего задания, помогали слабым... Это были лучшие помощники учителя. Мне с ними было интересно и легко. Конечно, были и такие, у которых не сразу всё получалось. Кто-то просто не хотел, у кого-то мотивы труда были совершенно другие. Одни быстро загорались, включаясь в работу, но хватало их ненадолго. Другие делали только по указке: мусор нужно положить в ведро – они клали, доску протереть хорошо – протирали… А ещё были такие, которые ни учиться, ни трудиться не хотели. Изредка встречались капризные, упрямые. До школы этот номер срабатывал — бабушки помогали. В классе же роль бабушки никто не желал выполнять. В душе у таких ребят проходила ломка: они хотели делать всё, как другие, но ни навыков, ни привычки к труду у них не было. А это уже трагедия. Но таких было мало. Вот именно за них и болела душа, ведь в жизни без труда – никуда!

 

Как быть учителю? Требования для всех одинаковые. Конечно, приходилось объяснять, показывать, делать всё вместе с ними, да и другие ребята показывали положительный пример. Со всеми приходилось работать индивидуально. Кому-то требовалось объяснить один раз, другим – несколько. Но удавалось! Как только у них что-то получалось, появлялось желание делать, глазки сразу загорались. Больше им не нужна была ни моя помощь, ни одноклассников. Родители никогда не возражали против поручений, а наоборот, просили об этом. Мы вместе с ними работали над любыми проблемами в обучении и воспитании. Я им всем до сих пор очень благодарна за понимание и поддержку.

Вот Алёшка. Мальчик всегда был готов помогать учителю. Прибегал всех раньше, вставал у учительского стола, только и ждал, чем бы помочь. Как джентльмен он брал на себя самую серьёзную работу. Принести книги с полки – Алёшка тут как тут, наглядные пособия из кладовки – Алёшка опять рядом. И всё без просьб с моей стороны, по собственному желанию. Знаниями не блистал, зато какой это был интересный собеседник! Разговор на любую тему с ним возникал сам по себе. Меня радовала его внутренняя потребность помочь, сделать, научиться. «Алёшенька, да в кого же ты такой внимательный и трудолюбивый?» – спрашивала я. «Да я и дома такой, у меня и мама с папой такие, я люблю работать, мне нравится», – всегда смущаясь, отвечал мальчишка. Сейчас это хороший семьянин. Живёт в городе, всё при нём, приятно посмотреть. Редко встречаемся, но всегда остановится, поговорит и обязательно «спасибо Вам» скажет. Мне часто вспоминается именно тот маленький Алёшка – трудолюбивый муравьишка. Вот что значит родительский пример перед глазами ребёнка. А сколько их было таких хороших Алёшек, Серёжек, Катюшек, Машенек...… Разве всех перечислишь? Каждого помню и люблю.

Почему одни дети вырастают трудолюбивыми, а другие нет?

В детстве мы открыты всеми своими положительными и отрицательными чертами характера. Как говорили наши бабушки: «Ребёнка надо всему учить, когда он поперёк лавки лежит», то есть, когда совсем маленький. Жизнь и педагогика это подтверждают. Так что, уважаемые родители, учите всему детей с малых лет, будьте им примером во всём, чаще разговаривайте, выполняйте совместные дела. Кажется, все мамы трудолюбивы, ведь они успевают и на работе, и дома. Почему же тогда такие разные вырастают дети? Почему рушатся семьи, много разводов, растёт преступность, увеличивается количество нервных и психических заболеваний? Конечно, это всё начинается в семье, ведь рождаются-то все хорошенькие! Значит, что-то не так в воспитании. Нехватка внимания взрослых или излишняя опека делают своё дело тихо и незаметно. Любое требование должно быть доведено до конца. Дал задание ребёнку – проконтролируй его выполнение, не умеет – покажи, научи. Приучишь с малых лет – ему лучше (в жизни всё пригодится), да и вам будет не стыдно за своё чадо.

Наблюдая, вижу столько отрицательных моментов в воспитании, что душа болит за подрастающее поколение. Большую часть времени проводят в телефоне, а там мало положительных примеров. Делать ничего не хотят, учиться тоже. Помните: «Сами детки не растут, воспитать их – нужен труд!»? А вот этого-то и не хватает родителям. Усидчивость и внимательность, на отсутствие которых так часто жалуются родители, придут, если трудолюбие – как естественную потребность человека – заложить с малых лет. Если вам не нравятся какие-то черты в характере своего ребёнка, в первую очередь спросите себя: «А что я сделал для того, чтобы он не был таким, или делал не так?». Ответьте себе на этот вопрос. Не смогли – тогда сначала работайте над собой, а потом спрашивайте с ребёнка. Дети ваши, отвечать за них придётся только вам.


У вас недостаточно прав для комментирования.