"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

09 декабря 2019

А.Н. Васенин: «К новому учебному году готовы!»

Школьные каникулы, как и всё хорошее, быстро и как-то незаметно закончились. 1 сентября образовательные учреждения района распахнули свои двери, и прозвенел первый в новом учебном году звонок, приглашая учеников на уроки.

В канун нового 2016-2017 учебного года в нашем традиционном интервью на вопросы корреспондента о готовности школ, материально-технической базе, кадрах и многом другом отвечает зам. главы администрации района, начальник РУО А.Н. Васенин.

– Александр Николаевич, на ежегодном августовском педсовете, который прошёл на прошлой неделе, обсуждались основные направления развития образовательной системы. Вы выступали там с докладом. Изменилась ли сеть образовательных учреждений в нашем районе и как обеспечивается доступность дошкольного образования?
– Муниципальная система образования в текущем году изменилась, так как коррекционная школа-интернат 8 вида стала государственной. В настоящее время в районе функционирует 11 школ и одна школа-интернат, сеть дошкольных образовательных учреждений представлена двумя детскими садами и 15-ю дошкольными группами при 10 общеобразовательных учреждениях, успешно работают три учреждения дополнительного образования. Дошкольное образование получали 469 детей в возрасте от полутора до семи лет. В 2015-2016 учебном году получили путёвки 115 детей, из них в детские сады посёлка – 71. На 1 августа текущего года в очереди на устройство в дошкольные образовательные учреждения п.Пижанка зарегистрировано 44 малыша от 0 до 1,5 лет, в сельских поселениях очередь не ведётся, так как нет заявлений.
– Сколько в этом году село за парты первоклассников?
– В новом учебном году мы радушно приняли 109 первоклассников. Сорок выпускников девятых классов пришли в 10-е и продолжили обучение в средней школе п. Пижанка с углублённым изучением отдельных предметов, которая выпускает конкурентноспособных учащихся.
– Александр Николаевич, расскажите о результатах ЕГЭ и ГИА.
– Одним из критериев эффективности управления системы образования является качество общего образования, главным показателем которого в последние годы стала итоговая аттестация выпускников в форме ЕГЭ в 11-х классах и ГИА в 9-х классах. ЕГЭ сдавали 34 выпускника. Нарушений процедуры не зафиксировано. Наиболее востребованными предметами по выбору остаются обществознание, история, биология, физика. В число лучших по области по русскому языку вошли Анна Борисова, набравшая максимальные 100 баллов, и Алёна Тараканова (91). Средний балл по русскому языку в районе составил 70,4 (по округу – 70,3). Успешно выпускники сдали математику профильную – 57,7 балла (по округу – 45,3), а также математику базового уровня: средняя отметка – 4,6 (4,4). Высокие баллы набрали выпускники и по физике, истории, обществознанию. Эти результаты говорят в пользу профильного обучения.
Для проведения ГИА выпускников по программам основного образования была организована работа одного пункта проведения экзамена на базе средней школы п. Пижанка. Средняя отметка в районе по русскому языку – 4,09 (по округу – 4,19). Получено семь двоек по предмету, из них пятеро пересдали в дополнительные сроки. Без двоек сдали учащиеся школ д. Безводное, Мари-Ошаево, Ахманово, Русская Шуйма, с. Воя. Средняя отметка в районе по математике – 3,73, что на уровне средней по округу. Без двоек сдали учащиеся средней школ п. Пижанка, д. Мари- Ошаево, Второй Ластик, Ахманово, Русская Шуйма. Вместе с тем, семеро выпускников не набрали минимального количества баллов, пятеро из них пересдали математику в дополнительные сроки. Из предметов по выбору получено девять двоек по биологии, физике, географии. Стабильно низкие результаты экзаменов у выпускников школ с. Обухово, д. Павлово.
На «хорошо» и «отлично» учебный год окончили 54% обучающихся. Среди выпускников 11-х классов средней школы п. Пижанка 4 золотых и 2 серебряных медалиста. Все выпускники средней школы получили аттестаты. А вот из 112 выпускников девятых классов аттестаты получили только 110 человек. Двое выпускников из школ с. Казаково и д. Павлово, получившие двойки и по русскому, и по математике, будут пересдавать в сентябре. На уровне каждой школы необходимо провести анализ учебных достижений учащихся, низких результатов, а также разработать комплекс мер, направленных на устранение выявленных причин. Следует отметить, что в Порядке проведения ГИА по программам основного образования закреплено, что в 2016-2017 учебном году для получения аттестата необходимо сдать русский язык и математику как обязательные, а также два предмета по выбору.
– Что Вы можете сказать о дополнительном образовании?
– Совершенствование системы дополнительного образования – одно из основных направлений деятельности муниципальной системы образования. Количество кружков и секций различной направленности для детей и подростков в общеобразовательных учреждениях Пижанского района составило 54. Из них спортивных секций всего 14. Перед школами в текущем году поставлена задача создать спортивные клубы, работу которых необходимо организовать уже с сентября. Количество групповых объединений различной направленности для детей и подростков в учреждениях дополнительного образования района – 85: ДДиЮТ – 62, ДЮСШ – 12, ДШИ – 11. Из них спортивной направленности – 13. Численность занимающихся в данных объединениях – 618 человек: ДДиЮТ – 330, ДЮСШ – 163, ДШИ – 80. Таким образом, дополнительным образованием при УДО в 2015-2016 учебном году было охвачено 60% детей.
– С какими проблемами сталкиваются сегодня учреждения дополнительного образования?
– Проблемы в деятельности учреждений дополнительного образования остаются прежними – это профориентационная направленность, материально-техническая база, которая не соответствует современным требованиям, низкий процент охвата мальчиков из-за нехватки квалифицированных кадров технической направленности (ДДиЮТ). Для увеличения численности обучающихся необходимы дополнительные помещения для работы с детьми в объединениях ДДиЮТ, требуются штатные тренеры-преподаватели в ДЮСШ и руководители клубов.
– А какова обеспеченность наших школ педагогами?
– К сожалению, в районе сохраняется кадровая проблема. Анализ педагогического состава показывает, что по-прежнему растёт количество учителей, имеющих стаж работы более 25 лет, и учителей предпенсионного и пенсионного возраста. Педагогов в возрасте до 30 лет всего 13 человек, что составляет 9% от общей численности преподавателей. Таким образом, проблема профессиональной ориентации учащихся на педагогические профессии и привлечение в район молодых специалистов остаётся актуальной. В этом году по специальности «математика-информатика» по целевому направлению начал обучаться выпускник средней школы . Всего высшее педагогическое образование получают трое целевиков. Несмотря на то, что ежегодно осуществляется целевой набор студентов на педагогические специальности, в район возвращаются единицы. На 1 июня текущего года было девять вакансий, из которых пять закрываются за счёт молодых специалистов, остальные за счёт совместителей. В настоящее время таким образом трудится 156 человек. Общее количество аттестованных педагогов в дошкольных образовательных учреждениях – 80%, школах – 97%, учреждениях дополнительного образования – 80%.
– На педконференции Вы говорили о введении новых требований к учителям.
– Речь шла о реализации программы повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций: внедрение профессионального стандарта, переход к эффективному контракту. С 1 января 2017 года планируется ввести профессиональный стандарт педагога. Это документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю. В профессиональном стандарте педагога определены основные требования к квалификации. Он призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.
– На Ваш взгляд, профессия учителя сегодня престижна?
– Я думаю, что малопрестижна. У большинства молодых людей нет заинтересованности работать в школе, нет искры в глазах. Не едут в район молодые специалисты, за редким исключением. Работа учителя – это тяжёлый труд, а молодежь, наверное, ищет лёгкие пути. Государство ежегодно ставит задачу повышения заработной платы педагогам, тем не менее средний размер оплаты труда педагогических работников за первое полугодие текущего года составил 20609 рублей, из них по учителям – 24 799 руб., по дошкольному образованию – 17387 руб., по дополнительному – 19 641 рублей. Прогнозные значения средней зарплаты к концу текущего года по общему образованию – 24 195 рублей, по дошкольному образованию –16 247 рублей. Хочу отметить, что это самые высокие показатели в округе.
– Александр Николаевич, для получения качественного образования большое значение имеет состояние материально-технической базы образовательных организаций. Что было сделано для этого в школах района при подготовке к новому учебному году?
– В соответствии с новыми требованиями СанПина обновлена мебель в начальных классах трёх школ. С введением новых требований антитеррористической защищённости продолжается оснащение видеонаблюдением и охранной сигнализацией в трёх образовательных учреждениях. Продолжается подготовка к отопительному сезону. Для учащихся школ района организовано двухразовое горячее питание во всех школах, кроме школы д. Пайгишево, где детям предоставлена возможность пообедать дома.
Общая сумма денежных средств, необходимых для проведения всех мероприятий, составила 6,6 млн. рублей. На выполнение противопожарных и санитарно-эпидемиологических мероприятий выделено 614,9 тыс. руб., на антитеррористические мероприятия – 211,3 тыс. руб., на капитальный и текущий ремонт – 1299,9 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета – 725,9 тыс. руб. (на капремонт спортивного зала школы д. Второй Ластик, который начнётся в сентябре). Следует отметить, что наибольший объём работ проведён в школах д. Мари-Ошаево, Безводное, Павлово. К началу нового учебного года все образовательные учреждения были приняты. Но наряду с проделанной работой существует ряд проблем. Требуют капитального ремонта восемь зданий школ, ещё четыре образовательных учреждения необходимо оборудовать системами видеонаблюдения. Да, проблемы в наших школах есть, но, думаю, все они решаемы.
– Как обстоят дела со школьным транспортом?
– Обеспечиваем подвоз 115 обучающихся шестью школьными автобусами. В конце 2015 года они были все оборудованы системой «Глонасс» и тахографами. Для организации бесперебойного подвоза обучающихся требуется дополнительно два автобуса – в среднюю школу п. Пижанка и в д. Безводное. Возможно, один из них мы получим уже в сентябре.
– Закупались ли в этом году новое учебно-лабораторное оборудование и учебники?
– В рамках перехода на ФГОС получены комплекты учебной литературы для 6 класса (597 экземпляров) на сумму 153,9 тыс. руб., остальные ОУ приобрели за счёт субвенций. Обеспеченность учебниками в районе составляет 100 %, в том числе и путём взаимообмена между школами. На приобретение учебников и учебных пособий было выделено 598.2 тыс. рублей. Из-за недостаточности денежных средств не обновились библиотечные фонды, хотя они не соответствуют требованиям ФГОС.
– И в заключение нашей беседы, Александр Николаевич, Ваши пожелания учительскому сообществу района в новом учебном году.
– Я хочу пожелать своим коллегам быть терпеливыми, любить своё дело и учеников, направлять свою энергию и талант на объект воспитания – детей. Желаю счастья, добра и благополучия. Дерзайте, пробуйте новые приёмы, осваивайте новые методики – словом, будьте Учителями с большой буквы!
– Спасибо.


У вас недостаточно прав для комментирования.