"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

19 августа 2019

Успехи первоклассника начинаются с режима дня

Половина каникул уже пролетела. Скоро в школу! Особенно волнуются и ждут этого дня первоклашки. Ведь для них начнётся совершенно новая жизнь – настоящая, почти взрослая и очень увлекательная. И так важно, чтобы их ожидания оправдались.
Что могут и что должны для этого сделать родители за оставшееся до 1 сентября время?
Об этом мы попросили рассказать медицинского работника средней школы п. Пижанка Татьяну Александровну КУЗНЕЦОВУ.

– Для успешной адаптации ребёнка к школьной жизни необходимо приучить его к правильно организованному режиму дня с учётом особенностей возраста и предстоящих учебных нагрузок. Это самый эффективный способ уберечь его от нервных и физических перегрузок. Соблюдение необходимых режимных моментов должно стать для ребёнка привычкой.
– Достаточно ли для этого две недели?
– Вполне. Но родителям и другим членам семьи необходимо на первых порах помогать ребёнку и всё делать вместе с ним. Новый распорядок нужно вводить постепенно. Важно, чтобы ребёнок сам проговаривал, когда, что и как он будет делать. Начинать, конечно же, с раннего подъёма и раннего отхода ко сну. Ведь, перестав посещать детский сад, многие уже привыкли к вольному режиму. Порой без окриков их не уложишь в постель. Но никаких окриков! Тем более, если ребёнок капризничает или, несмотря на поздний час, носится как угорелый. Это явные признаки того, что он просто переутомлён, перевозбуждён. Крики и наставления здесь не помогут. Только спокойный тон. Но прежде самим родителям важно уяснить, что ночной сон любого ученика начальной школы должен длиться не менее 9-10 часов. Это норма, необходимая для того, чтобы организм ребёнка успевал восстанавливаться после нагрузок, связанных с учёбой. Первые дни в школе он может уставать даже от избытка новых людей и шума на переменах. Для большинства вчерашних детсадовцев сама необходимость сидеть 35 минут урока практически без движения – уже непростое испытание.
– Какие ещё режимные моменты необходимо выработать?
– Ребёнок в школу должен идти не только выспавшимся, но и сытым. Желательно, чтобы для него с первого класса утренняя зарядка стала привычкой. Но примером должны быть сами родители. Если они к этому не готовы, нужно хотя бы приучить ребёнка правильно завтракать. Домашний завтрак первоклассника, в отличие от второго завтрака в школе, обязательно должен включать горячее блюдо. Не менее важно, чтобы завтрак был неспешным. По-хорошему он должен стать семейной традицией – настроем первоклассника на предстоящий успешный день. Важно знать, что чувство насыщения наступает не раньше, чем через 15 минут после начала приёма пищи. Поэтому подгонять, торопить ребёнка за едой недопустимо. Лучше разбудить его чуть раньше. Если, конечно, не хотите, чтобы привычка есть наспех осталась с ним на всю жизнь.
Замечательно, если у кого-то из родителей или членов семьи есть возможность встречать маленького ученика после уроков. Дорогу домой желательно совмещать с прогулкой длительностью минут сорок. Не с походом по магазинам, а именно с прогулкой. Ведь ученик начальных классов должен не менее 3-4 часов в день проводить на свежем воздухе в активном движении. Сократить время пребывания на улице позволительно лишь с наступлением морозов ниже минус 15 градусов.
Не менее важно воспитать у первоклассника привычку каждый день выполнять домашние задания. И делать это нужно с первого же дня учёбы, даже если как таковых уроков не задают. Необходимо приучить школьника записывать задания учителя на дом и выполнять их. Но сразу после прогулки и обеда приступать к урокам не следует. Дайте время отдохнуть. Если он привык к дневному сну, пусть поспит часок или просто полежит на диване.
– Какое время дня для выполнения домашних занятий первоклассником является оптимальным?
– С 15 до 17 часов. Первое время домашние уроки не должны занимать больше получаса. После них обязательно нужно проговорить, обсудить расписание уроков на следующий день и собрать портфель. Категорически не рекомендуется откладывать выполнение уроков и сбор портфеля на вечер и тем более на время перед сном.
– В какой мере следует ограждать первоклассника от телевизора, компьютера?
– Просмотр телевизора считается безопасным, в зависимости от состояния здоровья ребёнка, не более 50 минут. Если есть проблемы со зрением – не более 30 минут. Даже мультфильмы большей продолжительности ребёнку следует показывать в два приёма. Телевизионная нагрузка сверх этого, равно и информационная, которую дети получают из компьютеров – утомляющий, а зачастую травмирующий фактор. Особенно если речь идёт о неконтролируемом просмотре телевизора или выходе в Интернет. Самое лучшее, что родители могут сделать вечером для сына или дочки, – отбросить все домашние дела, особенно если ребёнок легко возбудим, и пойти с ним погулять. Сразу после ужина – минут на 30-40. А во время прогулки поговорить о приятных для него вещах. Тёплый душ по возвращении и стакан кефира (или тёплого молока с ложечкой мёда (если, конечно, нет аллергии) – лучшее завершение вечера. Будет спать счастливым сном.
– Каким должно быть питание первоклассника?
– Четырёх- или пятиразовым, с обязательным включением молочной и кисломолочной продукции, каш, первых блюд, салатов и фруктов. На завтрак хороши каши, омлеты, сырники, запеканки. На обед обязательны салат, первое и второе блюда. Из напитков детям прекрасно подходят компоты и кисели.
Советую родителям первоклассников использовать недельное и каждодневное меню дет- ского сада, который посещал ребёнок. Для школьников постарше – меню летнего оздоровительного лагеря, в котором отдыхали дети. К запретным для школьников продуктам относятся кетчуп и майонез. Это – не компоненты детского питания. Равно и так называемый фастфуд, чипсы, кириешки и газировка, которая является хлорсодержащим напитком.
– Скажите, к какому времени обычно дети в целом втягиваются в учебный процесс и какие признаки могут говорить о том, что у первоклассника есть сложности с адаптацией в школе?
– Уже к октябрю большинство детей в целом адаптируется к школьной жизни. В норме, несмотря на возникающие сложности и проблемы, ребёнок ходит в школу с удовольствием, интересом и желанием. Если же он не хочет идти в школу, не делится впечатлениями о ней, о своём учителе, об одноклассниках – это сигнал для тревоги. Родителям нужно немедленно поспешить на встречу с учителем, школьным психологом, чтобы выяснить возможные причины такой ситуации. Зачастую она кроется в неправильно организованном домашнем режиме и общении с ребёнком. Здесь очень многое зависит от самих родителей. Грамотное родительское сопровождение в обучении ребёнка и формирование его ученической самостоятельности сегодня выходят на первый план.
– От каких ошибок хотелось бы предостеречь родителей?
– От стремления с первого дня в школе загрузить ребёнка по максимуму. Например, сразу же записать его и в музыкальную школу или в спортивную секцию. Как медик не советую этого делать. Пусть лучше ребёнок сначала привыкнет к школе, сориентируется в своих сильных и слабых сторонах, в своих желаниях и сделает свой выбор чуть позже.
Перегрузки для школьника не проходят даром. Они могут стать началом синдрома хронической усталости, от которого страдают многие взрослые. В подростковом возрасте перегрузки могут обернуться повышением или наоборот понижением артериального давления, головными болями. А уже в ближайшее время – простудными заболеваниями. Хроническая усталость первоклассника даёт знать о себе участившимися простудами. Взрослые их списывают обычно на то, что ребёнок глотнул холодный воздух или съел мороженое. На самом деле причина того, что иммунитет ребёнка дал сбой, лежит глубже. Для ребёнка жизненно необходимо быть центром внимания своих родителей, своей семьи. Поэтому так важно и родителям, и всем членам семьи быть в курсе школьных успехов и проблем первоклассника. И переживать их вместе с ним.
– Советуете ли Вы мамам или кому-то из членов семьи взять отпуск на период подготовки и адаптации ребёнка к школе?
– Если у родителей есть возможность взять отпуск, конечно же, да. Многие мамы так делают и поступают правильно. Если нет – это не беда. Поддерживать тесную связь и ненавязчиво контролировать ребёнка можно и по телефону. Да и после работы для этого времени достаточно.
– Стоит ли первоклассника перед школой хотя бы на недельку свозить к морю?
– На недельку не советую везти ребёнка даже в приморье, поскольку период адаптации семилетнего ребёнка к смене условий – две недели. А резкая смена климата – это серьёзный стресс для детского организма. Поэтому отдых у тёплого моря принесёт пользу, если продлится хотя бы месяц. Всё-таки лучше всего по- следние перед школой две недели провести вместе с ребёнком дома. Подружиться с ним тесно, вместе подготовиться к предстоящему 1 сентября и настроиться на учёбу!


У вас недостаточно прав для комментирования.