"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

19 августа 2019

И снова в школу, или как помочь ребёнку успешно учиться

Существует три переломных момента, которые ребёнок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5 класс) и из средней в старшую (10 класс). У детей начинается новая жизнь. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, но и от пап и мам.

Ваш ребёнок – пятиклассник
В пятом классе ребёнка ждёт новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие дисциплины в разных кабинетах, новое окружение.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, другие мечтают начать «новую жизнь». Поэтому родителям важно укрепить у детей чувство взрослости и помочь им адаптироваться в новом периоде их школьной жизни.
Родителям пятиклассников важно быть более внимательным к своему ребёнку, чтобы он ощущал поддержку и помощь со стороны взрослых. Помните, что у вашего ребёнка тоже есть проблемы. Дайте ему возможность выговориться, спокойно обсудите сложные конфликтные ситуации, подскажите, как правильно поступить в том или ином случае.
Не срывайтесь и не кричите на него. Разговор нужно вести на спокойных и ровных тонах. Никогда не высказывайте в его присутствии своего опасения относительно начала обучения в пятом классе. Ваша тревога обязательно передастся сыну или дочке.
Пересмотрите свои требования к ребёнку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли многого вы хотите от него. На первых порах младшему подростку важно ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению школьной мотивации. Поэтому чаще хвалите своих детей за результат их деятельности.
Создавайте условия для самостоятельности в поведении школьника. У него непременно должны быть обязанности, за выполнение которых он несёт ответственность.
Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим хочется бывать в школе только потому, что там много друзей. Поэтому обсуждайте с ребёнком школьные дела, учёбу, отношения с друзьями, проявляйте искренний интерес к его школьной жизни. Помогите запомнить все фамилии, имена и отчества учителей. Формируйте положительное отношение ребёнка к школе.
Регулярно беседуйте с классным руководителем об успеваемости вашего ребёнка, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Большое значение имеет правильный режим дня: школьнику необходим полноценный сон, прогулки на свежем воздухе, желательно ограничить время пребывания перед компьютером и телевизором. Помогайте в выполнении домашнего задания, но не делайте его сами. Выполняя домашнее задание, дайте ребёнку возможность самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, а не подсказывайте.

Как помочь десятикласснику?
Школьники «со стажем» тоже попадают в новые условия. Старшеклассники прощаются с детством, со старой и привычной жизнью. Они оказываются на пороге истинной взрослости, устремлены в будущее, которое притягивает и одновременно тревожит.
Как правило, десятиклассники попадают в новый коллектив: они часто переходят в так называемые профильные классы (гуманитарный, математический и др.) или поступают в другие школы. В любом случае они оказываются в новом для себя обществе сверстников и учителей.
Необходимо, чтобы родители увидели, насколько важна для их ребёнка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.
В этом возрасте крайне нежелательно вмешиваться во взаимоотношения подростка со сверстниками, приходить в школу или выяснять отношения с родителями других учеников (исключение составляют только самые крайние случаи, когда у родителей есть основания для серьёзных опасений).
Если вы заметили, что ребёнок стал более раздражительным по причине неуспеваемости (или более мрачным и апатичным), чем раньше, вы должны помочь ему справиться с трудностями в учёбе. Для этого, прежде всего, надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Нужно вместе с учеником проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы её получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребёнку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема – ярко выраженное желание отдохнуть после напряжённого девятого и перед выпускным одиннадцатым классом. Когда взрослые видят, что ребёнок окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается ни учёбой, ни помощью по дому, они пытаются воздействовать на него критикой и упрёками, что зачастую оказывается бесполезным. Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно в обычной беседедонести до него свои опасения, объяснить, что именно в его поведении вызывает беспокойство.
В 10 классе школьники проводят всё больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе. Родители должны объяснить, что они волнуются, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: «всегда быть дома в 20 часов и точка». Любое требование должно быть разумным и аргументированным.
В десятом классе школьник должен окончательно определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы. Надо помочь ему сформулировать кон-кретные шаги, которые следует предпринять для поступления, и начать готовиться к экзаменам. Именно в десятом классе такие занятия будут своевременными, ведь у подростка сейчас есть последняя возможность поменять своё решение.
Верьте в своего ребёнка, опирайтесь на его реальные возможности, обеспечьте ему эмоциональный комфорт дома, проявляйте терпение, выдержку, принимайте своих детей, любите их не за отметки, а просто так! Тогда и у вас, и у ваших детей всё будет отлично!


У вас недостаточно прав для комментирования.