"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

28 марта 2024

Театр людям не заменит ничто

В рамках Года культуры по инициативе работников районной библиотеки группа любителей театральных постановок посетила Театр на Спасской (г. Киров).

Своими впечатлениями с читателями газеты делятся:

Л.А. Жаворонкова, заведующая читальным заломрайонной библиотеки:
– Когда встречаешься с героями прочитанной книги на театральной сцене – интересно вдвойне. Так случилось на спектакле «Над кукушкиным гнездом» одноимённого романа К. Кизи. Он написан в 1962 году, но не теряет интереса и актуальности. До сих пор в театре не было свободных мест. Меня радовало, что в зале, как и в нашей группе, молодёжь составляла большинство.

Евгения Царегородцева, студентка:
– «Кукушкино гнездо» – заголовок-строчка, взятая из английской считалки: «Кто из дома, кто-то в дом, кто над кукушкиным гнездом». Взята эта строчка по той причине, что сюжет пьесы вращается в доме душевнобольных, а «cuckoo» в английском языке значит и «кукушка», и «сумасшедший».
Чем дольше смотришь, тем больше убеждаешься в том, что не так уж сильно эти люди больны. Точней, им ставят не тот диагноз: их держат за безумцев, а они всего лишь «большие дети» или люди, набитые комплексами; всё это – неприспособленность к жизни в обществе, это мешает им жить, но отнюдь не делает их сумасшедшими.
И вдруг появляется Макмёрфи, раздолбай, который попадает в лечебницу, исключительно для того чтобы не оказаться за решёткой. Сначала его всё забавляет в силу жизнерадостного характера, он даже смешит остальных пациентов. Он похож на солнечный луч, он хулиган – таких обычно многие осуждают, но лишь потому, что им не хватает моральной раскрепощённости последовать их «дурному» примеру. На деле Макмёрфи всего лишь человек, который очень любит жить. И, как говорится, «живите так, как будто от этого зависит ваша жизнь»!
Но потом Макмёрфи понимает, что атмосфера клиники не так проста и безобидна, как можно было ожидать. Властная старшая медсестра Рэтчед прибрала к рукам всю больницу и находит в управлении пациентами особый сорт удовольствия. Тиранию свою она прикрывает маской благотворительности, всячески внушает подопечным, что всё совершается для их блага. Макмёрфи с удивлением и гневом понимает, что его новые товарищи не предпринимают попыток что-то изменить, боясь оказаться на электрической «кушетке для буйных», но притом отзываются о Рэтчед как о добродетельной и заботливой женщине.
Здесь как нельзя более кстати подходит песня Михаила Башакова «Вторая молодость»:
Тебе показалось, ты смеешь иметь своё мнение –
Люди в белых халатах придут и найдут отклонения.

И песня Владимира Высоцкого «Письмо в редакцию из сумасшедшего дома...»:
Мы не сделали скандала – нам вождя не доставало. 
Настоящих буйных мало – вот и нету вожаков...

Таким-то вожаком как раз и стал для пациентов Макмёрфи. Он начинает сопротивление – в одиночку.
Кстати, в экранизации – чудесном, глубочайше прочувствованном, не искажающем книгу фильме – главную роль играет Джек Николсон. Актёру театра тягаться с ним, конечно, трудно, но у живых постановок есть одно неизменное преимущество: они неповторимые. Кино, какое бы гениальное ни было, застыло раз и навсегда. Постановка – сверкнула, ошеломила и пропала, второй такой же не будет. В следующий раз что-нибудь обязательно пойдёт иначе. К тому же театр – это живые, настоящие люди, а не киноплёнка.
Когда мы вошли в зал, пьеса ещё не началась, однако, кто-то уже ходил по сцене, натирал её шваброй... К стыду своему, скажу, что до тех пор не читала и не смотрела экранизацию. Поэтому не догадалась, что это пациент-индеец по прозвищу Вождь. И в течение представления всё не верила, что такой высокий человек, который так многозначительно молчит (его все считали глухонемым) и так часто появляется, не сыграет решающей роли. Разумеется, он её сыграл.
Вернувшись домой, я прочитала книгу и посмотрела фильм: вообще, само повествование передаётся непосредственно от лица Вождя. И это он, открыв свой секрет лишь главному бунтарю Макмёрфи – на его заявление: «Ты – человек-гора! Такой большой», отвечает роковые, всё окончательно объясняющие слова: «Я не большой. Вот мой отец был действительно большим. Он делал, что хотел. Поэтому они над ним поработали, как теперь работают над тобой».
– Они его убили? – спрашивает Макмёрфи, теряя шутливость, понимая, что речь зашла о чём-то действительно серьёзном и страшном.
– Нет, – говорит Вождь. – Когда я видел отца в последний раз – он был мертвецки пьян. Он высох и пожелтел так, что даже собаки его не узнавали. И каждый раз, когда он прикладывается к бутылке, я видел, что не он пьёт из неё, а она высасывает из него жизнь. Нет, они его не убили. Они другое сделали...
Признаюсь, в этот момент меня трясло не хуже, чем когда Макмёрфи всё-таки оказался на электрической кушетке. Вообще все эти моменты истязаний, исповедей, кульминаций и потрясающих душу финалов – кажется, что всё это происходит с тобой. Никакие 3D, 4D-эффекты в кинотеатрах (при всём моём уважении и любви к хорошим фильмам) не добьются такого эффекта. Сцена – это отдельный, особый мир, который живёт по своим законам.
Было очень жаль, было горько и стыдно видеть (верней, слышать), что некоторые молодые зрители не понимают или попросту не настроились понимать. В конце пьесы был момент, когда Вождь разбивает окно и всё-таки убегает из больницы, при этом страшно закричав. Но некоторые зрители смеялись...
Я считаю, должны быть вещи, которые нас развлекают. Должно быть то, что помогает отдохнуть; что-то лёгкое и не толкающее на утомительные размышления. Но должно быть в жизни и то, что потрясает нас, нечто целостное, не разменянное на мелочи – такое, что в силах очищать душу. Сегодня мы имеем обилие современных книжек и кинопремьер в ярких упаковках. Несмотря на них, мы продолжаем ценить и вновь обращаемся к произведениям, которые существуют уже более века и не утратили новизны и жизненности.

От автора:
Я тоже посмотрела этот непростой для восприятия спектакль. Меня восхитила прекрасная игра актёров. Так войти в образ душевнобольных людей – сложно, показать их состояние, когда и слов-то по сценарию совсем немного – сложнее двойне.
Думаю, что каждый из зрителей понял трагедию увиденного, она никого не оставила равнодушным.
Сегодня настолько много людей, зависящих от чужого мнения, позволяющих манипулировать собой, вне зависимости, где они находятся и чем занимаются, что актуальность выбранной темы была на лицо. Порой созданное кем-то мнение может из глупца сделать лидера или героя и наоборот. Как важно создать в себе стержень, который в любой ситуации и при любом окружении поможет тебе оставаться человеком с гуманными мыслями и поступками.
Очень жаль, что мы перестаём читать, ходить в театры, чаще обсуждаем чужую жизнь, а не книги и постановки. Театр не заменит ничто, а книги классиков закладывают в умы и сердца самые лучшие человеческие ценности.


У вас недостаточно прав для комментирования.