"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

19 марта 2024

Любовь к родной земле – в наследство

И.Н. Мотовилов.В исполнении Игоря Николаевича Мотовилова, солиста Павловского Центра досуга им. Мациевского, каждая песня звучит «с живинкой». Но когда поёт он о ветре, играющем в волнах спелой пшеницы на бескрайних полях, и добром годе-хлебороде, слушающему нетрудно уловить особые интонации и глубокие эмоциональные краски в голосе мужчины и понять, что эта тема ему необычайно близка. Объясняется всё просто: Игорь – потомственный хлебороб.
– Наверное, точнее будет сказать, что я из династии комбайнеров, потому что основным местом работы вот уже десять лет являются учреждения культуры. А убирать хлеб – лучшее увлечение, которое с годами становится для меня более значимым и интересным, – делает примечание И.Н. Мотовилов. – А вот брат Александр – истинный хлебороб: он, бывает, и почву обрабатывает, и сеет, и двенадцать сезонов на зерноуборочных машинах отработал. 
Желание быть комбайнерами у нас, как говорится, родом из детства: хотели быть похожими на отца, Николая Матвеевича, который за штурвалом зерноуборочных машин в колхозе «Ижевский» проработал более тридцати сезонов. С юных лет любили мы бывать с ним в поле.


Став постарше, я три сезона отработал вместе с папой и штурвальным. Тогда за отцом были закреплены две зерноуборочные машины – «Нива» и «Енисей-1200». На первой он начинал лафетить рожь. Когда через несколько дней зерно в валках подсыхало, на «Енисее» приступал к обмолоту, а мне доверял «Ниву». Ведёшь её по участку, оставляя на земле ровные валки ржи, испытываешь и гордость.
Теперь Игорь Николаевич – самый опытный (но не старший) из семерых комбайнеров, которые были заняты на жатве в ОАО «Ижевское»: за его плечами 18 «самостоятельных» зерноуборочных сезонов. И самый старший в семье хлеборобов Мотовиловых. Но, как и в юности, он испытывает волнение в первый день страды: захватывает дух от жёлтых массивов спелых хлебов, рокота идущих друг за другом комбайнов, облака соломенной пыли за измельчителем-разбрасывателем, мощной струи зерна в кузов грузовика…
– Иногда меня спрашивают, существует ли у нас с Александром трудовое соперничество. Честно скажу: никогда с ним, как впрочем, и с другими комбайнерами, в количестве обмолоченных гектаров и собранных тонн зерна не состязался, хотя без азарта работать нельзя, – говорит И.Н. Мотовилов. – Не отрицаю, что оказаться в числе лучших тружеников приятно, но это не является для меня целью. Например, в этом году я намолотил 1417 т зерна, а брат – 2720. Так я искренне рад этому его успеху, а также тому, что Саша третий раз за последние годы признан лучшим комбайнером южной агроклиматической зоны Кировской области.
Недавно Марина, старшая дочь Игоря, студентка аграрного техникума, посвятила отцу замечательное стихотворение, в котором рассказала о нём как о хлеборобе. «А как о работнике Центра досуга, обо мне, наверное, младшая, Настя, потом сочинение напишет», – улыбаясь, отмечает мужчина.  
Ещё в 1994 году, будучи на постоянной работе в «Ижевском», он решился возглавить работу сельского клуба в Соломине. Правда, возглавить в этом случае означало быть директором, художественным руководителем, артистом, а чуть позже – ещё и уборщиком, и кочегаром. Но дело не в количестве сопутствующих обязанностей. Главное, Игорь нашёл ту нишу, где мог реализовать свои творческие способности и организаторские. А ещё – дарить людям радость. 
В настоящее время мужчина является режиссёром театра «Муза» Павловского ЦД, а режиссёр на селе – и художник-декоратор, и сценарист, и актёр… Под руководством И.Н. Мотовилова в апреле этого года театр успешно защитил звание «Народный». Представленный на суд зрителей спектакль «Кадриль» по пьесе В. Гуркина получил самые хорошие отзывы. 
Работа в Центре досуга проходит в постоянных репетициях, подготовках к мероприятиям, их проведении. Бывает такое: со стороны людям кажется, что наша деятельность очень лёгкая, доступная, будто ничего и не надо, чтобы выйти на сцену с песней, зарисовкой, сыграть роль, привлечь людей в самодеятельность – стоит лишь захотеть. Наверное, это от того, что в работу стремимся вложить всё своё мастерство, и создаётся впечатление, что нам всё даётся просто. А по внешнему впечатлению от результата не всегда правильно судить о душевных и физических «вложениях» в дело.
Когда в Центре досуга заканчивается активный творческий сезон, у работников есть время поработать с новыми материалами и использовать отпуск, я отдыхаю по народному методу – сменив деятельность. Начинает хлеб созревать – меня в поле тянет. В хозяйстве знают, что я не откажусь помочь, и даже зовут: «Приходи, пора комбайн готовить». Иду, провожу техобслуживание своего «стального коня». И на вопрос, что больше вызывает волнение – первый день выезда в поле на комбайне в страду или выпуск новой театральной постановки, отвечу так: в обоих случаях сердце начинает учащённо биться. Но волнение никогда не должно мешать качественному выполнению дела.
Игорь считает, что городским жителем он стать не сможет – устаёт от суеты и шума, проведя, к примеру, в областном центре даже пару дней. И родные места, любовь к которым перешла в наследство от родителей, оставить трудно. Просто перебрались братья со своими семьями в Павлово, чтобы были близко школа для детей и места работы свои и жён. А в Соломино регулярно наведываются – там мама, Галина Петровна, живёт. Соберутся в родительском доме, поговорят о разном, например о том, что, возможно, сын Александра Никита, который интересуется сельхозтехникой и любит с отцом бывать в поле, продолжит семейное дело – примет династии штурвал.  

Мой папа – 
человек труда

Хочу про папу рассказать – 
Так просто, от души,
Ведь он немало повидал
На жизненном пути.
Комбайнер он и этим горд:
Важнее дела нет!
Он поднимается на борт,
А впереди – рассвет.
Когда-то, в школьные года,
Ещё за партой сидя,
Мой папа – он уже тогда
Себя в комбайне видел!
Отец и дед комбайн вели,
Хлеб собирали в поле,
И по семейному пути
Мой папа выбрал долю.
Он с детства сердцем прикипел
К работе хлебороба.
С утра до ночи в летний день
Он в поле год за годом.
Как достаётся хлеб ржаной,
Не понаслышке знает,
Какой ценою дорогой
На стол он попадает.
Когда ненастье, льют дожди,
Душа у папы ноет:
Хлеба под ветром полегли…
И нет сильнее боли.
Комбайн для папы, как дитя.
Бывают и поломки.
Он ремонтирует шутя
И жнейки, и заслонки.
И есть у папы брат родной,
Он тоже на комбайне.
Когда страда и хлеб рекой –
У них соревнование!
В итоге дядя и отец
Всегда на первом месте!
«Ну ты даёшь! Каков стервец!» –
Обедать сядут вместе.
А пообедают – опять
Садятся за штурвалы,
Ведь налилось зерно в овсе,
А ходят перевалы…
И вновь степные корабли
Плывут на хлебном море,
Зерно – богатство для страны –
Никто тут не поспорит!
Я с детства с папою люблю
Кататься по полям,
Въезжать в вечернюю зарю
Навстречу облакам.
Люблю, когда под ветерком
Качаются колосья,
В кабине с папой мы вдвоём,
Не можем с папой врозь мы!
Мой папа – человек труда,
Ведь он всегда в работе.
Да, я горжусь своим отцом,
И вы меня поймёте.
Он верен полю и труду,
Он человек простой.
Звучит пусть громко, но скажу,
Что папа мой – герой!

 


У вас недостаточно прав для комментирования.