"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

19 марта 2024

Пятница, 21 Сентября 2018

Сергей Скрипин: «На «4» и «5» учится больше половины ребят»

С.Ю. СкрипинВремя неумолимо бежит вперёд. Совсем недавно для учеников и преподавателей прозвенел звонок на первый в новом учебном году урок. За это время ребята уже успели повторить пройденный материал и влиться в учебный процесс.
О том, как обстоят дела в системе образования нашего района, наш разговор с начальником Пижанского РУО С.Ю. СКРИПИНЫМ.

 

 

– Сергей Юрьевич, прежде всего примите поздравления с началом нового учебного года. На территории нашего муниципального образования на конец 2017-2018 учебного года имелось 16 образовательных организаций. В каком составе вы приступили к учёбе в этом году?
– Сеть образовательных учреждений Пижанского района на сегодняшний день представлена 10 школами (из них восемь муниципальных и две государственные: средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов п. Пижанка и школа-интернат для обучающихся с ОВЗ), двумя дошкольными организациями (детские сады «Сказка» и «Теремок») и тремя организациями дополнительного образования (ДДТ, ДШИ, ДЮСШ). В восьми школах имеются дошкольные группы. По причине резкого снижения количества детей, к сожалению, в прошлом году была ликвидирована школа в д. Русская Шуйма, в текущем году – основная школа с. Казаково. Через год планируется закрытие начальной школы д. Пайгишево.
– На селе в последние годы наблюдается отток жителей трудоспособного возраста. Конечно, вместе с родителями уезжают и дети. Какова численность ребят дошкольного и школьного возраста в нашем районе?
– На территории Пижанского района проживает 1705 детей дошкольного и школьного возраста, из них 449 ребят посещают детские сады и дошкольные группы, 1003 человека обучаются в общеобразовательных школах и в школе-интернате. Помимо этого, в учреждениях дополнительного образования занимаются 1070 воспитанников. Количество обучающихся за пять лет уменьшилось на 38 человек.
– Важнейшим условием реализации образовательных программ является кадровое обеспечение. Сергей Юрьевич, имеется ли у вас проблема с педагогическими кадрами?
– В текущем году общая численность работников в системе образования составила 449 человек, в том числе педагогических работников – 229, учителей – 126. С каждым годом увеличивается число педагогов пенсионного возраста, сейчас это каждый четвёртый. Столько же педагогов предпенсионного возраста.
Доля педработников до 35 лет по школам составила 13% (19 человек), по учреждениям допобразования – 14% (2), по дошкольным учреждениям – 14% (6).
На 1 сентября мы нуждались в учителях иностранного и русского языков и в тренере-преподавателе. Даже при наличии вакансий трудно привлечь в отрасль молодых специалистов. Сейчас всего два студента учатся по целевому направлению.
– В связи с предстоящим дефицитом педкадров какое видите решение данной проблемы?
– В развитии форм дистанционного обучения. Такой опыт у нас в районе имеется в школе д. Второй Ластик, д. Ахманово, п. Пижанка. Ещё один выход – максимальное трудоустройство педагогов ликвидированных школ, в том числе русскошуйминской и казаковской.
– Выполнение требований по созданию условий для реализации ФГОС тесно связано с укреплением материально-технической базы образовательных организаций. Как здесь обстоят дела?
– За последние пять лет общий объём финансирования на капремонт, реконструкцию, строительство составил порядка 70 млн. рублей. Наиболее значимыми стали капитальный ремонт здания средней школы п. Пижанка, реконструкция здания начальных классов данной школы под дошкольные группы, строительство детского сада «Теремок», реконструкция спорткомплексов в д. Безводное и ДЮСШ п. Пижанка, а также спортзалов в школах с. Воя, д. Второй Ластик, Мари-Ошаево, Павлово.
В преддверии 2018-2019 учебного года все образовательные организации района своевременно были приняты комиссией.
К сожалению, немалые средства уходят на выполнение предписаний надзорных органов. Только при подготовке к новому учебному году на это ушло 395900 рублей, из них 130700 были выделены из областного бюджета, 258200 – из местного.
– Оказывается ли учреждениям образования спонсорская помощь другими организациями?
– Да, при проведении районных общешкольных мероприятий, в том числе спортивных, нам помогают финансово местное отделение партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия», АО «Лактис» и ОАО «ПЗ «Пижанский» в лице гендиректоров предприятий А.Н. Смирнова и С.А. Прижимова.
– В последние годы одним из новшеств для российских школ стал подвоз детей на школьных автобусах. Расскажите об этом.
– С целью формирования единого образовательного пространства организован бесперебойный подвоз 182 школьников к пяти школам шестью автобусами, отвечающими всем требованиям безопасности, по 21 маршруту. Рад сообщить, что в текущем году новый автобус марки «Форд» получила средняя школа. Но вместе с тем нам необходимо заменить три автобуса, которым уже по 10 лет и более.
– Как родителя меня волнует вопрос организации питания в школах.
– Да, это главная составляющая сохранения здоровья школьников. В связи с введением в действие новых санитарных правил изменены подходы к организации питания. Двухразовое горячее питание ежедневно получают 372 ученика муниципальных школ, или 99%. Средняя стоимость завтрака составляет 20 рублей, обеда – 40. Удешевление происходит за счёт выращенных овощей на пришкольных участках. В государственной (средней) школе охвачено горячим питанием 98%, или 527 учащихся. Здесь средняя стоимость завтрака составляет 30 рублей, обеда – 70. В государственных школах питание организовано через аутсорсинг (ООО «Русский торговый дом»). В средней школе с нового учебного года введены электронные карты, и оплата за питание идёт только через них.
– Учащиеся средней школы и их родители уже не первый год пользуются электронными классными журналами и дневниками. А как обстоят дела на селе?
– Данная услуга с этого учебного будет работать во всех школах района.
– Одним из показателей качества образования являются результаты ГИА выпускников 11-х и 9-х классов. Расскажите об итогах 2017-2018 учебного года.
– В государственной итоговой аттестации участвовало 40 одиннадцатиклассников. Все они получили аттестаты о среднем образовании, 9 из них награждены золотыми медалями «За особые успехи в учении». Это каждый четвёртый выпускник! За таким высоким результатом стоит огромная работа педагогов средней школы п. Пижанка.
Максимальный результат по русскому языку (98 баллов) набрали Дарья Целищева и Анастасия Мотовилова, ещё пятеро получили более 90 баллов. Выше областных показателей средний балл по русскому языку, математике, истории, обществознанию, биологии. Так, по математике базового уровня отметка 4,53, тогда как в Юго-Западном округе – 4,4, в области – 4,42. По математике профильного уровня средний балл – 55,45, по округу – 48,89, по области – 51,86.
В ГИА в 9-х классах участвовали 100 обучающихся, аттестаты вручены 98 (двое пересдавали экзамены осенью), 9 выпускников окончили курс основной школы с отличием.
Радует то, что качество знаний по району стабильно выше окружного показателя. На «4» и «5» обучается 437 ребят, или 55%.
– Закон «Об образовании» возлагает на образовательные учреждения и ответственность за отдых и оздоровление детей. Это предполагает работу летних лагерей, организованных при школах. Много ли ребят отдохнуло после окончания учебного года этим летом?
– С целью сохранения и укрепления здоровья детей, а также обеспечения занятости подростков в летний период на базе школ функционировало 11 оздоровительных лагерей с дневным пребыванием с охватом 369 человек, что составляет 41% от общего числа школьников. Часть ребят была трудоустроена в организациях района, а также отдохнула в загородных лагерях.
– Имеются ли очереди в детские сады и дошкольные группы при школах района?
– В нашем муниципальном образовании все дети от полутора лет, родители которых желают получать услуги дошкольного образования, зачислены в детские сады и дошкольные группы с сентября текущего года. Охват детей дошкольным образованием увеличился в сравнении с 2017 годом с 65 до 73%.
– В августе этого года на базе Пижанского района состоялась окружная педконференция. Расскажите коротко о ней.
– В окружной конференции приняло участие около 200 педагогов, воспитателей, глав и начальников РУО. С министерством образования мы подвели итоги года, наградили лучших и наметили планы на 2018-2019 учебный год. После пленарного заседания все приняли участие в работе площадок. Гости высоко оценили труд наших педагогов, пополнили свой педагогический багаж и поделились опытом. Отдельно хочется поблагодарить за работу на площадке индивидуальных предпринимателей О.И. и В.В. Попеновых, которые поделились своим управленческим опытом.
– И напоследок Ваши пожелания коллегам в наступившем учебном году.
– Скажу стихами.
В селе ты не просто порядочный житель.
У всех на виду твоё имя — Учитель.
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И доля твоя на миру нелегка.
Уважаемые коллеги, ветераны педагогического труда, а также дети и родители! Пусть новый учебный год будет для вас интересным и плодотворным, принесёт радость открытий и новых достижений. Всем крепкого здоровья и благополучия в семьях!
– Спасибо за беседу.




«Я – ВЯТСКИЙ», -

Анатолий Тороповс гордостью говорит о себе, прожив почти полвека на Урале, Анатолий ТОРОПОВ.

 

 

Малая родина… О том, какой необъяснимой силой обладает это понятие, каждый из нас в разный период своей жизни понимает по-своему. Кто-то всю жизнь живёт в своей родной деревне, селе, посёлке и твёрдо убеждён, что это самое лучшее место на земле, и лишь здесь можно быть поистине счастливым человеком. Другой, выпорхнув из родного гнезда, исколесив много дорог, повидав много всего, возвращаясь в отчий дом, понимает, о чём тосковала его душа, и наполняет её теплотой, которую может подарить только родина.
Так сложилась судьба, что двенадцатилетним мальчишкой Анатолий Торопов вместе со своей семьёй переехал из деревни Шигичата в город, но детские воспоминания яркой лентой остались в его памяти. Он родился в 1957 году. Время было непростое и для страны, и для людей. По деревням ходили голодные и нищие. Селяне жили скромно, опару ставили один раз в неделю, испечённые караваи делили на семь дней на всех членов семьи. Брать хлеб взаймы было не принято: все знали, что излишек этого главного продукта ни у кого нет. Но если вдруг всё-таки такая необходимость возникала, то отдавали только свежим хлебом.
Анатолий рос в семье средним, две сестры были старше его и младше – ещё одна сестра с братом. Однажды он почему-то остался дома один и поджидал, когда родители вернутся с работы. Мальчик увидел в окно, как по деревенской улице шли худые, плохо одетые два слепых мужчины и подросток. Даже сегодня Анатолий Васильевич помнит те чувства жалости и сострадания, которые он тогда испытал. Мальчишка отдал им последнюю краюху хлеба и огурцы с помидорами, что были приготовлены к ужину. Трудно сказать, что было потом больнее - затрещины отца или осознание того, что оставил семью голодной.
Анатолий рос очень любопытным мальчишкой, любил слушать рассказы стариков, с большим интересом изучал всё новое. В школу ходил с холщовой сумкой, учился всегда хорошо. Когда ему купили кирзовую сумку - это было настоящим праздником.
Деревенские ребятишки перед школой вставали рано: до уроков нужно было помочь матери на ферме. Анатолию поручали доить пять коров, также он наливал воду в колоды и рассыпал животным фураж. Этот труд был непростым и для взрослого, но дети справлялись. «И даже баловаться успевали, за что получали тумаки от родителей,» - улыбаясь, вспоминает Анатолий Торопов.
С фермы наперегонки бежали домой, мазали краюшку мёдом и отправлялись в Вою, жуя на ходу завтрак.  Учеников, что проживали в соседних деревнях, на первых уроках было заметно сразу. Уже много успевшие сделать с утра, они спокойно слушали учителя со слегка утомлённым видом. «А уже через 2-3 урока наша энергия била через край, и на физкультуре мы тоже были всегда первыми,» - рассказывает Анатолий Васильевич.
До сих пор он помнит школьную жизнь: мероприятия и соревнования, сборы и отчёты. С большим волнением ученик вступал в ряды октябрят. Как был горд, когда на его груди засверкала красная звёздочка! Именно засверкала, потому что у него она была настоящая, железная, перешедшая от однокашницы Риммы Тороповой, а не бумажная, как у одноклассников.
После уроков ребячья ватага спешила домой, на ходу устраивался футбол или другие состязания. А вечером дети вновь отправлялись на ферму, помогать взрослым. Были и промокшие ноги, и ледяные штаны, и разбитые коленки, но от всех хворей и болезней спасали баня, печка да травяной и ягодный чаи.  
Детская любознательность и непосредственность однажды привели мальчугана к большим неприятностям. Анатолий вместе с другом стащили из машины дяди спички и решили испечь картошку. Чтобы взрослые не увидели, придумали сделать это в сушилке, что стояла между мельницей и деревней. Что значит для хозяйства любой сельскохозяйственный объект, особенно в те годы, и объяснять не надо. Сушилка была покрыта соломой и вспыхнула моментально, потушить её не удалось. От сурового гнева и родительского ремня мальчишку спасла бабушка, у которой он и жил несколько дней после трагедии. А друга Анатолия отец лупил три дня. За детскую шалость родители выплачивали огромный по тем временам штраф - 30 рублей.
Так протекало деревенское детство Анатолия, пока в 1969 году его семья не переехала на Урал. В школе юноша учился успешно, его портрет ежегодно размещался на стенде «Отличники нашей школы». Окончив 8 классов, он поступил в медицинское училище, но, отучившись полтора года, понял, что ошибся с выбором, и перешёл в техническое среднее учебное заведение. Закончив его с красным дипломом, получил профессию токаря и продолжил обучение в Уральском политехническом институте.
В 1977 году молодого человека призвали в армию. Эти два года в его памяти оставили особый след, но делиться воспоминаниями о них он не любит. Служба проходила на таджикско-афганской границе. Демобилизовался военнослужащий с двумя медалями «За отличие» и орденом Красной Звезды.
Успешно закончив институт, он вновь становится студентом, но теперь уже строительного ВУЗа.
Всю свою трудовую деятельность Анатолий Васильевич посвятил работе на предприятии «Уралвагонзавод», занимающемся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. Пройдя путь от мастера участка, сегодня он начальник управления капитального строительства. Его профессиональная деятельность требует постоянных разъездов и командировок. «Я побывал во всех странах мира, за исключением Кубы и Австралии,» - говорит Торопов. Но своим взрослым дочерям и маленьким внукам он с огромной любовью рассказывает о своей родной деревне Щигичата -  небольшом уголке России, ставшим отправной точкой в его жизни. Именно здесь он научился не бояться трудностей, отдаваться без остатка работе, а отдыхать на всю широту души. Уроженец Шигичат прекрасно поёт, играет на гитаре и гармошке. А своё плохое настроение и путаные мысли он приводит в порядок на кухне, где с удовольствием готовит пельмени, плов, борщ, а иногда и пирожки.  
А ещё в свободное время Анатолий Васильевич изучает историю своей родины. Делает запросы в архивы, читает литературу. Он возглавил группу единомышленников, которая установила памятный камень и крест у околицы уже опустевшей деревни Шигичата. В его планах обустроить это место: выровнять площадку, поставить скамейки и колокол. А ещё написать книгу о своей деревеньке, где он заряжается добротой и жизненной энергией, его малой родине,  по которой так тоскует его душа.