"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

20 апреля 2024

Понедельник, 06 Мая 2013

«Ты же выжил, солдат!»

В нашем районе планируется издание книги «Пижанцы – защитники Родины»

Уважаемые земляки! В годы Великой Отечественной войны из Пижанского района на поля сражений ушло 9273 человека. Вернулись 4444. Память большинства погибших увековечена в Книге памяти. О тех, кто вернулся, силами музеев, школ, библиотек собраны воспоминания. Но сведения не систематизированы, их немного. Издание книги должно восполнить эту брешь.
Конечно, работу нужно было начинать раньше. Но хотя бы сейчас, когда ещё есть возможность расспросить старожилов, родственников, можно многое записать.
Итак, каждый из нас должен вспомнить о своих родных, близких, ушедших на фронт и вернувшихся домой, о том, как они воевали и чем занимались в мирное время.
Перелистайте свои фотоальбомы, запишите все известные сведения и принесите в местные администрации или библиотеки. Материалы можно присылать на электронный адрес: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или приносить в Совет ветеранов Пижанского района (Мотовилова Лилия Николаевна, тел. 2-21-59), а также на электронный адрес редакции «Сельских вестей» ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ) или на сайт www.sel-vesti.ru.

Сведения о своих родных, вернувшихся с войны, вы можете проверить в библиотеках района, обратившись:

в п. Пижанка к Ольге Владимировне Шишкиной
в д. Кашнур к Людмиле Анатольевне Подоплеловой
в д. Мари-Ошаево к Надежде Александровне Чивановой
в с. Воя к Ольге Леонидовне Оленёвой
в с. Казаково к Ольге Михайловне Домрачевой
в с. Обухово к Ольге Евгеньевне Вятчаниной
в д. Второй Ластик к Римме Валентиновне Полушиной
в с. Сретенское к Наталье Александровне Царегородцевой
в д. Ахманово к Людмиле Михайловне Демаковой
в д. Павлово к Надежде Юрьевне Лежниной
в д. Безводное к Надежде Агаповне Лаптевой
в д. Русская Шуйма к Ларисе Николаевне Ивашовой
в с. Иж к Нине Ивановне Батухтиной
в с. Соломино к Тамаре Александровне Соломиной
в д. Пайгишево к Людмиле Ивановне Миковоровой




Вахта Памяти

Выпускница средней школы п. Пижанка Елена Секерина в этом году заканчивает исторический факультет Вятского государственного университета. Интерес к событиям Великой Отечественной войны привел её в поисковый отряд «Факел», члены которого участвуют в «Вахтах Памяти», посвящённых поиску останков без вести пропавших советских солдат и их захоронению.
«Так не должно быть! Они жизнь отдали за Великую Победу. А родственникам не склонить своих голов, не почтить память погибших, – считает девушка. – Каждый год в апреле поисковики «Факела» выезжают в Старорусский район Новгородской области на места боевых действий. В 1942-м здесь шли тяжёлые бои. Советские войска попали в окружение и было много погибших. С раннего утра и до вечера группы находились в лесу, который представлял жуткую картину. Между деревьями висела немецкая колючая проволока, повсюду валялись заржавевшие советские и немецкие каски, гранаты. По колено в грязи метр за метром перебирали землю. Единственным орудием была сапёрная лопата, миноискатель был один на весь отряд. Находили ложки, кружки (иногда подписанные), патроны, боевые снаряды, обувь, а рядом – останки солдат. По каскам, сапогам и другим вещам мы научились различать останки наших и немецких солдат. Останки советских бойцов аккуратно откапывали. В конце вахты проходили торжественные захоронения в братскую могилу. Радовались, если рядом с солдатом находили медальон с запиской, в которой указывались фамилия, имя бойца, год рождения и место, откуда он призывался. Так можно было установить личность бойца. Часто медальоны оказывались пустыми, так как была примета: заполнишь – погибнешь. Поэтому бойцы выцарапывали свои имена на ложках, кружках. Если появлялась хоть малейшая зацепка, начинался поиск родственников, которые приезжали на торжественное захоронение. Растроганные, со слезами на глазах, благодарили нас, говорили какое большое и правильное дело мы делаем.
Но на этом деятельность отряда не заканчивается, мы проводим Уроки мужества в школах в надежде, что ребята будут больше знать о той страшной войне.




Память детства

Помню наше тяжёлое детство:
Как война нас застала врасплох,
Как она принесла много бедствий. 
Из груди вырывается вздох.
И ещё много в памяти детства:
Как работали мы в десять лет,
Вместе с взрослыми утром вставали,
Как положено, шли на обед
(Если можно считать то обедом).
Суп варёный с крапивой одной,
А о хлебе мы только мечтали –
В доме не было крошки одной,
Лишь одни травяные лепёшки
Да гнилая картошка с полей
(Мы весною её собирали,
Всей семьёю ходили за ней).




Памяти брата Петра, сгоревшего в танке в боях под Сталинградом

Шли с покоса девушки с цветами,
Над деревней сумерки сгущались.
Мы с тобой, того не зная сами,
Навсегда в тот вечер попрощались.
Восемнадцать только миновало,
Как призвали на войну лихую.
И таких парней, как ты, немало,
Испытавших каторгу людскую.
Был в колхозе первым трактористом,
Силой богатырской отличался,
Стал на фронте боевым танкистом –
В памяти друзей таким остался.
Вражеский снаряд заклинил башню,
Запылала свечкою броня,
Люк открыть пытались, но напрасно –
Экипаж сгорел средь бела дня.
В День Победы помолюсь за брата,
Выпью рюмку горькой не спеша.
Ты не опозорил честь солдата,
Ангельски чиста твоя душа.
А теперь душа на небе чистом
С высоты взирает на страну,
Шлёт проклятье тем неофашистам,
Что готовят новую войну.





Наши баскетболисты взяли серебро

на зональном этапе Чемпионата Кировской области по баскетболу среди мужских команд, который проходил в г. Советске.

Команды Котельнича, Советска, Оричей сражались на площадке с нашими баскетболистами за победу. В упорной борьбе под кольцом пижанским спортсменам удалось победить соперников из Оричей и Советска. В итоге – второе место. И поездка на следующий этап Чемпионата в г. Котельнич 10-12 мая.
Честь района отстаивают Антон Дудин, Владимир Черных, Павел Полушин, Андрей Лоскутов, Данил Баранов, Артём Новиков, Никита Седых, Семён Пагиря, Алексей Лаптев, Алексей Протасов, Алексей Тимофеев. Представитель команды – И.В. Шадрин.
Спонсорскую помощь в поездке оказал ИП Геннадий Михеев.
Баскетбол – игра ловких и снайперски точных, быстрых и выносливых, упорных и находчивых. Этот вид спорта возрождается в нашем районе. А значит, ему нужны поддержка и помощь. В первую очередь, в приобретении спортинвентаря.




Пасха в Нагуше

Молодою и звонкоголосою певуньей пришла весна в тот год в Нагушу. Южные ветры пахнули свежестью тающих снегов – и ретивые ручьи помчались навстречу большим и малым водам. Солнце на Пасху излучало летнее тепло. Мужчины с намётами наперевес и брезентовыми сумками шли к Ижу. Ледоход заканчивался, но кое-где ещё остались заторы льда – вот там-то и была самая удачная рыбалка.
Затем мужчины несли свой улов в деревню, где варили уху или жарили рыбу не только для своей семьи, но и для соседей: люди в Нагуше всегда были добрыми и жили очень дружно.
К вечеру начиналось веселье. То в одном конце деревни, то в другом были слышны песни. Пели долго, протяжно. Но вот кто-то из самых голосистых и любящих сплясать молодых парней срывался с затянувшейся ноты, чтобы тут же рассыпаться озорной частушкой:

По деревне девка шла,
Нагушинская, модная.
Муку на валенки испудрила –
Сама голодная.


В ответ девушки пели скромней, с уважением к единственному в деревне гармонисту:

Гармониста я любила,
Гармониста тешила,
Гармонисту на плечо
Сама гармошку вешала.


Гармонист подхватывал задорную мелодию. А на улице становилось тесно: раскрасневшаяся и нарядная компания двигалась на Сёмин угор, который всегда просыхал раньше других. Здесь каждый год к Пасхе устанавливали качели, а там уж и вольному воля! Люди качались на качелях, пели, веселились, устраивали игры, поздравляли друг друга с праздником. Веселье продолжалось до самых сумерек. С наступлением темноты люди начинали расходиться по домам: сначала кто постарше, а затем – молодёжь.
Единственный в деревне гармонист – Леонид Захаров – играл на угоре, названном в честь своего прадеда – Сёминым, до упаду, пока мог стоять на ногах.

А сейчас уже нет той Нагуши и тех весёлых молодых людей, которые так весело встречали Пасху. Да и Леонида Петровича уже нет с нами.




На крутом повороте

Случай, о котором хочу рассказать, произошёл с одним из моих приятелей, когда он был на преддипломной практике в одном из сплавных рейдов по Кировской области.
Весна в том году выдалась на радость дружная. Снег «гнало» прямо на глазах. Ещё утром плотбище едва заливало водой, а к вечеру плоты свободно плавали.
Андрей работал в бригаде сплотчиков. Собственно, работать студенту было необязательно, но когда он представился мастеру, то посоветовал:
– Если хочешь посмотреть настоящее дело, сходи в бригаду Фёдора Ивановича. Молодцы там подобрались что надо.
И вот Андрей у сплотчиков. Фёдор Иванович высокого роста, широкоплечий. Обветренное лицо, большие рабочие руки. Ему за пятьдесят, но выглядел значительно моложе. При знакомстве руки бригадир не подал. Посмотрел на Андрея и хриповатым голосом предостерёг:
– Ладно, возьму. Только смотри, лодырей мы не любим. Будешь филонить – в два счёта выгоню. Так-то вот, интеллигент.
Работы Андрей не боялся. Он никогда не был белоручкой. А с лесом знаком давно. Знал, что хлюпиков здесь не терпят. Физическая сила на сплаве многое значит. Ещё в техникуме Андрей готовил себя. Занимался спортом, особенно увлекался гирями. Сейчас это пригодилось. Бывало, старые сплавщики вдвоём едва управлялись с намокшим деревом, а он один укладывал в штабель.
Пошли вторые сутки с тех пор, как Андрей находился на плоту. В команде из двенадцати человек были те, которых он не знал. Работы немного. Вода большая и опасность сесть на мель не угрожала. Лишь изредка на поворотах то поднимали, то опускали плоты, чтобы древесину не «выжало» на берег. Ровный плёс – отдыхай, а на повороте прозеваешь – авария будет. Целый день не было ничего примечательного, и когда неожиданно в плот уткнулась лодка, все оживились.
– Здравствуйте, – весело сказал парень в клеёнчатом плаще, – к сестре вот пробираюсь (тут он назвал деревню). Дороги развезло, на лодке решил. А тут как раз вы плывёте, дай, думаю, пристану. С людьми-то веселее и время пойдёт незаметно.
Подсев поближе к столу, зевая, спросил:
– В дурака играете? Может, в компанию возьмёте? Только я в «очко» больше люблю. Может, попробуем «по маленькой», а?
Парень вытянул из кармана горсть серебряных монет.
Однообразная игра наскучила. Несколько человек полезли за мелочью.
– А что это за карты, – и парень вытянул новую колоду.
Постепенно ставки росли. Сумма становилась всё больше. Теперь она исчислялась рублями и переваливала уже за десять. Парень, проигрывая вначале, теперь всё чаще «срывал» банк. Круг игроков поредел и большинство, видя, что им не везёт, сидели в роли зрителей.
Участвовали трое. Самое удивительное было то, что среди играющих оказался Степан, пожилой, слывший человеком прижимистым. В дороге, в основном, на чай «нажимал». Сейчас он был при деньгах. Накануне выдали зарплату, и положить на сберкнижку их не успел.
Он давно уже проиграл немало своих денег и, желая вернуть их, рисковал, делал большие ставки и неизменно терпел неудачу. Вот ещё ставка. Степан поставил на кон последние десять рублей. Пальцы его дрожали, на лице выступили капельки пота. Парень выиграл и на этот раз, но Степану бросилось в глаза, как раздавая карты, тот едва заметно водил по ним пальцами, словно что-то нащупывал.
– Сволочь! – каким-то неестественным голосом вскричал он. – Мухлюешь! Карты с наколкой... Трудовые рубли обираешь. Давай деньги назад, удавлю, собаку!..
Он бросился к парню.
Тот быстро вскочил, отступил в угол избушки. В руках блеснул нож.
– Не подходи! – выкрикнул он.
Сплавщики с угрожающим видом начали обступать парня. Андрей, отбросив книгу, мгновенно оказался рядом. Удар ногой по ножу был сильным и неожиданным. Плохо пришлось бы тому, но помог случай. Увлечённые игрой, сплавщики не заметили впереди крутого поворота. Река поворачивала почти под прямым углом. И вот сейчас половина плота напирала на берег. Плавучая изба вдруг затрещала, стены перекосились, все выскочили наружу.
Огромная масса плота «лезла» на берег, стирая на своём пути всё. Толстые деревья ломались, словно спички, прибрежные кусты выдирало с корнем, будто бечёвки, рвались металлические тросы, сломанные брёвна вставали торчмя.
...Двое суток без отдыха трудилась команда, приводя в порядок плот. О случае забыли, а парень вместе с другими сковывал брёвна, увязывал в пучки.
На третий день плот отчалил, а ещё через двое суток благополучно прибыл к месту назначения.
Деньги парень вернул. Когда сходил, сплавщики не смотрели на него. Каждый делал вид, будто занят чем-то особенно важным. Так и ушёл он, оставшись неизвестным.