"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

19 марта 2024

Понедельник, 18 Февраля 2013

Любознательность – путь к знаниям

Такой фактор детского развития, как любознательность, умело используют в Войской сельской библиотеке. Здесь для юных почемучек открыли кружок «Хочу всё знать». Готовит презентации для занятий Лидия Ивановна Зверева. Одна из них была посвящена теме «Собаки во время Великой Отечественной войны», где рассказывалось о роли четвероногих помощников – истребителей танков, санитарных собаках, о том, что 28 мая 2011 года в Волгограде открыли единственный в России памятник собакам-подрывникам, защищавшим город во время Сталинградской битвы. Ребята слушали рассказ со слезами на глазах.
Следующее занятие по просьбе детей посвятят другим братьям нашим меньшим – кошкам.
Ветераны – люди на своём веку много повидавшие и интерес к новым знаниям не потерявшие. Для них Лидия Ивановна провела занятия по темам «Великорецкий крестный ход», «Святые источники Марий Эл и Яранского района», готовятся презентации о мироточащих иконах, долгожителях.




Фотография не останавливает время, но время останавливается на фотографии

Э. Рябоконь.Как замечательно умел запечатлеть мгновения жизни на своих снимках Сергей Антонович Рябоконь! Глядя на его работы, всегда удивляюсь таланту передать увиденное через объектив фотокамеры. Вот и в этот раз мы, пришедшие на презентацию фотовыставки в краеведческий музей, теснясь в вы- ставочном зале, вдруг застывали у какой-нибудь из фотографий, заворожённые незнакомыми, не свойственными для наших мест пейзажами, которые были сделаны ещё в 50-е годы прошлого столетия.
Сергей Антонович с детства мечтал стать художником-живописцем, но получил после окончания ВУЗа диплом геолога. С геологическими партиями в горах наедине с природой он чувствовал себя «охотником» за экзотической красотой уникального края Тянь-Шань, Саян, Абакана, Арала, а были ещё Колыма, Енисей, Находка, Владивосток…
В начале 60-х годов прошлого века многие фотографы-любители публиковали снимки в газетах, получали признание и становились профессиональными журналистами. Так случилось и с Сергеем Антоновичем. Образное мышление, романтика поэта и философа, владение словом, умение максимально использовать возможности фотоаппарата – всё это привело к творчеству. Оно оценено дипломами (один за подписью Е. Фурцевой) за победы в многочисленных выставках, в том числе и зарубежных.
Сергей Антонович сорок с лишним лет не расставался с фотоаппаратом. Все выставки его работ носили ретроспективный характер. И эта не исключение. Представлено на ней много новых работ, в том числе в цвете.
– У Сергея Антоновича большой архив, два ящика негативов, – рассказывает его вдова Элеонора Сергеевна. – Уникальные вещи, снятые в 50-х годах, когда он работал геологом и поднимался в горы. Их ещё никто не видел. И мы решили это представить на выставке. Внучки Антонина и Анастасия взяли негативы и отпечатали фотографии. Есть здесь и работы, которые он сам снимал и печатал (Элеонора Сергеевна показывает фотографии, на которых горы, ущелья, туннели, озёра, животные). Есть здесь и картины; когда Серёжа уже не мог ходить, он стал писать картины, хотя никогда художником не был… Жизнь одна, но сколько в неё можно вместить, если жить по-хорошему, по-доброму!
На открытие выставки приехали из Безводного вместе с Элеонорой Сергеевной её дочь Марина, правнуки Арсений, Арина, Александрина, Анна-Мария, друзья семьи, пришли пижанцы, ценители творчества фотомастера.
Светлана Бусыгина: «Было очень приятно вновь встретиться с Элеонорой Сергеевной. Так как сама увлекаюсь фотографией, интересно посмотреть снимки прошлых лет. Много нового, даже мистического увидела я в этих снимках».
Екатерина Протасова: «Выставка понравилась. Мне очень интересны пейзажи. Здесь таких не увидишь!»
Зоя Конева: «Прекрасное впечатление не только от выставки. Впечатлило трогательное отношение Элеоноры Сергеевны к мужу, его памяти и как эту память хранит вся семья. Правильно говорят, что человек не умирает, пока жива память о нём. Тем более талантливый человек. Он остаётся в своих работах. Символично прозвучала песня в исполнении вдовы и внучек «...ты не печалься, ты не прощайся, я обязательно вернусь».
Ольга Палинкаш: «Вы- ставка замечательная. Меня снимки Сергея Антоновича всегда поражали умением поймать момент жизни и передать его. На его новых фотографиях игра цвета, яркие краски. Такое мог сделать только настоящий мастер».
Своё мнение о выставке можете составить и вы, уважаемые читатели. Выставка будет работать в течение трёх недель.




Встретились «Черёмушки» с «Липовянкой»

В рамках подготовки к 320-летию Пижанки районный совет ветеранов проводит сбор материалов о художественных коллективах ветеранов. В начале февраля в помещении местного отделения Союза пенсионеров пижанский коллектив «Черёмушки» хлебом и солью встречал обуховских коллег.

Интересными были рассказы о коллективах, истории их создания, творчестве. У «Липовянки» творческий стаж уже 35 лет. Большой фотоархив, который с интересом рассматривали участники встречи. У истоков образования ансамбля стояли Аделаида Яковлевна Лоскутова и её сестра Тамара Яковлевна Мотовилова, Анна Григорьевна Репина и незаменимый баянист Василий Павлович Жаровцев. В репертуаре коллектива есть песни на стихи земляка Сергея Максимовича Сысоева о красоте родного края, частушки собственного сочинения на злободневные темы. Не единожды сюжет о коллективе показывали по кировскому телевидению. За три десятилетия состав ансамбля менялся, но неизменными остаются в его репертуаре песни о Родине, родной обуховской стороне.
А вот ансамбль «Черёмушки» среди ветеранских коллективов самый молодой. Он создан в 2006 году на базе музыкальной школы под руководством Н.М. Черемисиновой. Первая песня – «Сосед», первый концерт – в декабре 2006 года на слёте местного отделения Союза пенсионеров. Через год ансамбль получил название «Черёмушки», в его репертуаре шесть песен о черёмухе, а всего более 30 номеров. В этот же год поставили 16 концертов во всех поселениях района. А вообще за свою небольшую историю выступили с концертными программами в Верхошижемье, Советске, Лебяжье, в Мокино. В составе коллектива восемь человек, любителей лирических песен.
Сколько песен прозвучало в этот день! Каждый коллектив старался продемонстрировать своё мастерство. Состоялся не только обмен опытом, но и текстами, и теперь в репертуаре «Ливовянки» появятся песни, которые поёт ансамбль «Черёмушки», и наоборот.
Встречи ветеранских коллективов продолжим, по каждому из них будет подготовлен фотоальбом с историей создания, творческими успехами.




Зимой – за прялкой, летом – с удочкой любит посидеть Галина Фёдоровна Иванова

Ручное прядение – дело, требующее сноровки и терпеливости. Помню, как в детстве (лет в семь-восемь) пыталась научиться этому искусству у своей бабушки, которая за прялкой в зимние дни проводила по нескольку часов, сопровождая своё занятие рассказами про жизнь. Смотрела я на мать моего отца, а точнее – на её пальцы левой руки, ловко вытягивающие из привязанного к лопаске (верхней части ручной деревянной прялки) свёртка (по бабушкиным словам – кудели) шерстинки и сворачивавшие их в нить, и представляла, как пряду сама. В создаваемых в голове картинах я была искусной мастерицей, нитка у меня получалась тонкая, веретено крутилось, как волчок. На практике же, когда я вместо бабушки усаживалась на донце прялки, шерсть не хотела отделяться от общей массы понемногу, нитка выходила с комочками, постоянно рвалась, а правая рука не хотела работать одновременно с левой, веретено падало на пол… После полученных у наставницы пяти-шести уроков рукоделия желание стать пряхой куда-то подевалось, и я предпочла крутить диафильмы, проектируя их на побеленную стену в бабушкиной квартире, и читать титры вслух на разные голоса для сидящей за работой маленькой доброй улыбающейся старушки.

Г.Ф. Иванова.За прошедшие с той поры годы прясть я так и не научилась, в чём честно призналась Галине Фёдоровне Ивановой, с которой познакомилась в д. Тимкино. 
– Прядение – работа небыстрая. Да и куда теперь торопиться? Это раньше порой по ночам пряла, чтобы были свои шерстяные нитки для вязания тёплых вещей для пятерых ребятишек, мужа и себя: днём-то работала, домашнее хозяйство вела. Теперь я пенсионерка и временем свободным располагаю. Пряду себе в удовольствие, сейчас, например, на заказ, – говорит женщина, не отвлекаясь от любимого занятия. – А мудрёного в деле ничего нет: осторожно вытягивай из шерсти нить, скручивай её сначала легонько пальцами, затем при помощи веретена. Приноровишься, так нить получится тонкой, ровной и прочной. Будешь сильно тянуть – она оборвётся, а чуть слабее – станет слишком толстой или неровной. Вытянешь нить достаточной длины – сматывай на веретено.
Вы по какому вопросу в наши места приехали? Борисёнки посещали? А это ведь моя родина, прожила я там двадцать лет, и фамилию носила, как у большинства прежнего населения – Борисова. Хорошая деревенька, народ в ней всегда дружным был, работящим.
На свет я появилась незадолго до войны с немцами, в начале которой отец Фёдор Григорьевич ушёл на фронт. Я не помню, каким он был, но знаю, что хорошим, заботливым, мы – мама, мои старшие сестра и брат, я – были ему дороги. Отец, будучи раненым, проходил лечение в госпитале под Котельничем, мама и сестра ходили туда, чтобы повидаться, получается, в последний раз: по возвращении на фронт он пропал без вести. 
С четырнадцати лет началась уже моя постоянная работа в колхозе: в ту пору мои ровесники считались уже хорошими тружениками, которым можно наряд дать и на ферму, и в поле. Немного повзрослевших, нас посылали на лесозаготовки. Сама я валила деревья, спиливая вручную, – невеличка, замёрзшая из-за плохонькой одежды…
Из д. Борисёнки я уехала, выйдя замуж за Михаила Иванова из Большой Пижанки. Прожили с ним 43 года. Оба работали в колхозе «Ошаевский»: он – плотником, механизатором, я – животноводом. Сначала откармливала телят, затем стала дояркой, начинала ещё на старой ферме, где женщины по 15-18 коров по два раза (летом – три) вручную доили и ещё много других дел выполняли. Когда перешли на построенную в деревне новую ферму – с машинной дойкой, холодильником – нам даже при увеличении поголовья коров в группе дело лёгким показалось!
Мы с мужем любили работать, своих детей с ранних лет к домашнему труду приучали. Михаил в свободное время плёл из ивовых прутьев лубни, корзинки, катал валенки – получались они у него мягкие, в носке удобные. Сын Аркадий от отца плотницкое дело перенял, любую плетёную утварь может сделать, а вот пимокатом не стал. Теперь уж не научится – Михаила не стало семь лет назад.
Галина Фёдоровна, сделав паузу в разговоре, сматывает очередной полученный отрезок серой нити на веретено. Затем откладывает прялку, приглашая: «Давайте попьём чаю». 
Алевтина Михайловна Кузнецова, гостеприимная хозяйка, подаёт к чаю домашнюю выпечку. Рассказывает, что после смерти отца дети убеждали маму переехать к кому-то из них, но она Большую Пижанку оставлять навсегда не хочет, согласилась лишь жить в Тимкине по зимам. А когда весной сходит снег, перебирается в свой дом, возделывает небольшой огород и даже «районку» на четыре месяца выписывает.
– У меня в Большой Пижанке кошечка есть, зимой она у соседей живёт, – говорит Галина Фёдоровна. – Весной же она словно чувствует, когда я появлюсь: к дому подхожу – она уже у двери сидит. Ждёт, когда я прибуду и свежей рыбки ей поймаю.
– Поймаете рыбки? – переспрашиваю.
– Да, я с детства очень люблю ходить на рыбалку. Первые удочки, как все деревенские дети, сама из длинных веток делала, а крючки – из проволоки, поплавки – из перьев. Теперь же снасти покупные.
Галина Фёдоровна уходит в другую комнату и возвращается через пару минут с тремя оборудованными телескопическими удочками.
– Это у меня снасти для рыбалки на Шуде и пруду в Борисёнках (на линьков, пескарей, головлей), а в Большой Пижанке удилища другие. Я – рыбачка летняя, зимой у лунки сидеть не стану. Люблю, чтобы было тепло, птицы пели. Так увлекаюсь ловлей, что не замечаю ни комаров, ни мошкары, забываю воспользоваться приготовленным кремом от насекомых. Что главное в рыбацком мастерстве? Быть терпеливой, не спешить с подсечкой, когда рыба клюнет! Уха из свежей речной рыбы получается намного ароматнее и наваристее, чем из перемороженной купленной морской.
– Алевтина Михайловна, а Вы от мамы страсть к рыбалке переняли? – интересуюсь.
– Нет, хотя во многом на неё похожа, например, в том, что постоянно себе занятие нахожу. Я долго (тридцать лет) работала дояркой: начинала в «Ошаевском», затем трудилась в «Земледельце». На подворье скот держу. Люблю деревенскую жизнь. А моё увлечение – техника: управляю мопедом, легко справляюсь с мотоблоком. Когда наступает грибная пора, дома усидеть не могу: корзинку в руки – и в лес, который совсем рядом, потому даже одной ходить по нему не страшно. Любимые грибы – грузди – солю по своему рецепту, с мятой.
Попробовала я те грузди – хороши! Белые, хрустящие, с пикантным вкусом.
И мать, и дочь приглашали меня ещё приехать к ним в гости: могут сводить меня на рыбалку, за грибами. А Галина Фёдоровна может и прядильному делу научить. Желание посидеть за прялкой у меня, честно говоря, не возникало с детской поры. А вот сбор грибов и рыбалка – это моё, поэтому возможности воспользоваться приглашением не исключаю. Ведь может получиться замечательный репортаж про день, проведённый в деревне с увлечёнными людьми.