"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

24 апреля 2024

Пятница, 20 Января 2012

ПОЛВЕКА ВМЕСТЕ

22 января поздравления с золотым юбилеем будут принимать Яков Павлович и Галина Андреевна Чивановы, которые живут в деревне Семеево. Деля пополам дела, заботы и радости, они не заметили, как прожили вместе уже полвека.
Супруги Чивановы.Галина и Яков жили в соседних деревнях, в Новом Починке и Семееве, учились в одной школе. Оба выросли в крестьянских семьях, где с малолетства приучались к труду и почитанию старших. Как и многие дети того поколения, работать начали с 13 лет, учиться было некогда. Вспоминают, как голодали, ходили сбирать, и сейчас от этих воспоминаний слёзы на глазах ветеранов.
Но сегодня – лишь приятные воспоминания. Якову очень нравилась бойкая, весёлая певунья Галя. С её образом он засыпал и встречал новый день. Девушка долго не обращала внимания на парня, и лишь долгие ухаживания, знаки внимания растопили её сердце. В 1962 году молодые сыграли свадьбу. «Семейная жизнь – это взаимопонимание и взаимопомощь между всеми членами семьи», – считают супруги. Конечно, всё это пришло не сразу: были разногласия, ссоры, но на долгие обиды не было времени, ведь его требовали большое хозяйство и дети.
Супруги воспитали и вырасти четырёх дочерей и сына. Сегодня родители могут гордиться своими детьми, ведь они крепко стоят на ногах, нашли своё место в жизни, а иначе и быть не могло: с детства ребята видели, как много приходится трудиться родителям. Отец целый день работал на тракторе, а по вечерам, управившись с хозяйством, плёл лубни, катал валенки, занимался плотницким делом. Уже находясь на заслуженном отдыхе, он рубил бани и хлевы для хозяйств детей. И сейчас, если нужен мужской совет, дети обращаются именно к отцу.
У Галины Андреевны много сил забирала работа на ферме. Она ухаживала сразу за двумя группами животных, постоянно была в числе лучших животноводов.
«Дети – наше главное богатство, они нам помогали как никто другой. Старшие присматривали за младшими, огородом и всем домом. Да и на ферме у меня постоянно кто-то крутился», – рассказывает Галина Андреевна.
В этой большой семье с делами справляться совместно и дружно стало традицией. На сенокос (а хозяева только в прошлом году перестали держать корову и телят) приезжают все: дети, внуки, правнуки. Этому делу научились и зятья, и снохи, которые никогда грабли и в руках не держали. После трудового дня – банька, а потом семейный ужин. В родительском доме дети собираются и в праздники: Новый год, 8 Марта, Рождество, Девятая пятница, юбилеи родителей.
Когда семья собирается вместе, стол полон вкусностей, но больше всего дети любят мамины блины из печки, какими больше нигде не полакомишься.
В семье Чивановых есть ещё одна добрая традиция. На день рождения детям, внукам, правнукам они обязательно дарят подарки. Не обижают никого, всем поровну. Дети даже шутят по этому поводу. Если Алевтине (старшей дочери, которая отмечает день рождения в январе) подарили постельное бельё, значит, такой же подарок ожидает каждого.
А завтра Яков Павлович и Галина Андреевна сами будут принимать подарки и поздравления от детей и внуков с юбилеем.
Соберётся большая семья Чивановых на семейный праздник, сплачивающий всех домочадцев вокруг основателей, праздник, позволяющий ощутить единство родных и близких. Ведь ничто так не важно для человека, как чувство поддержки семьи, чувство сопричастности к чему-то большому, что может защитить, укрыть.




ВАЖНАЯ ПТИЦА

Одна моя знакомая, отказывая сыну-дошкольнику в том, чтобы в доме появился щенок или котёнок, всегда приводит один и тот же аргумент – «папа не разрешает». Их папе, каждый раз немного удивляющемуся «своему» табу на животных, ничего не остаётся, как сказать ребёнку, что пока никакую зверюшку семья взять не может, потому как надо за ней ухаживать, а времени нет, ну а потом просто постараться перевести разговор на другую тему.

Эта ситуация вызывает у меня улыбку: в моём детстве большинство животных в доме появлялось именно благодаря отцу: мама никогда не была против зверей и птиц, но если она выбирала собаку, то это были миниатюрные животные, а папин выбор был в пользу массивных овчарок. Мама разрешала нам с братом заводить кроликов, а отец приносил с охоты норку, которая затем у нас некоторое время жила в старой стиральной машине, енота, который на зиму стал обитателем веранды и на которого приходили посмотреть почти все павловские ребятишки. Появление волнистого попугайчика тоже было связано с папой – его давний друг привёз птицу в подарок аж из Москвы.
Восемь лет жил у нас и серый гусь. Хорошо помню, что эта дикая птица появилась у нас весной: было открытие охотничьего сезона, пришедшееся на Пасху, оно для отца было удачным – приехал с добычей – гусем. Но птица была живой, раненной в крыло. Забивать её дома в светлый праздник желающих не нашлось, и гусь был временно помещён в клетку. За день я несколько раз подходила к клетке, чтобы понаблюдать за гусем, но он неподвижно и беззвучно сидел, забившись в угол. Я с интересом рассматривала его серовато-бурое оперение с волнистым рисунком на шее, светлое окаймление перьев на спинке, тёмный клюв и – с содроганием – окровавленное крыло. Мыслей о том, какое блюдо можно приготовить из дичи, не возникало: наверное, у детей и не должно быть подобных размышлений. Я искренне жалела пленённую птицу и, без раздумий, помогла бы ей обрести свободу, но участь подранка – стать добычей собак. Что я могла сделать – так это поставить в клетку плошки с водой и зерном, к которым в тот день гусь не притронулся. 
Голодал он и ещё пару дней – может, это был протест на пленение или так птица боролась с болью. Возвращаясь из школы, я сразу шла к клетке с пернатым пленником и, к своему сожалению, убеждалась, что и еда, и питьё оставались нетронутыми. А в среду гусь съел почти всё предложенное. Увидев пустые плошки, мне сразу захотелось наполнить их, но как только я просунула руку в клетку, подранок с шипением бросился на неё и успел больно ущипнуть. Мама, узнав об этом происшествии, сделала вывод: гусь проявляет характер – будет жить.
Вопрос о том, чтобы съесть гуся, в семье не поднимался: может быть, нас покорил гордый нрав этой некрупной птицы, которая при виде людей начинала носиться по клетке, бить здоровым крылом, угрожающе шипеть и даже бормотать, отказывалась принимать пищу в присутствии кого-либо из нас. Но мы беспокоились о здоровье подранка, получившего кличку Гоша: он худел, после метаний по «птичьей тюрьме» рана на крыле, в которой была дробь, обильно кровоточила. Примерно через месяц мама приняла решение: крыло надо обрезать, тогда гусь пойдёт на поправку. Так и вышло: через пару недель после удаления конечности гусь начал прибавлять в весе, бодро гоготать и перестал бросаться на руки, когда в клетку мы ставили корм и клали сено на подстилку.
Всё лето Гоша провёл в неволе. Он быстро начал отзываться на свою кличку, издавал негромкое гоготание, когда слышал наши голоса во дворе, где стояла клетка, любил плескаться в тазике с водой, который мы ставили в жилище птицы. А ещё гусь с интересом наблюдал за разгуливающими по двору курами, и стоило тем начать какую-нибудь свою птичью склоку, Гоша начинал волноваться, грозно шипеть и кричать. Куры обычно от таких звуков пускались врассыпную, а гусь при этом победоносно хлопал единственным крылом, вытягивал шею и поднимал клюв вверх. «Ты – важная птица», – хвалили мы Гошу за его умение «урегулировать» такие конфликты. Вместе с курами гусь и зимовал: ел с ними из одной кормушки, к которой первый бежал на «цып-цып», служащее призывом к кормёжке, что-то выискивал в соломе или сене. Только на ночь куры взбирались на жёрдочки, а гусь делал себе гнездо на полу. Он уже близко подпускал нас к себе, но погладить птицу не удавалось – увёртывался от рук.
Следующей весной мы решили не сажать гуся в клетку, а выпустили его во двор вместе с курами. В первый день я наблюдала за тем, будет ли некогда дикая птица пытаться убежать от дома, но Гоша лишь изучил все уголки подворья и долго чистил пёрышки у небольшой лужицы. Вечером вместе с курами он отправился на ночлег в курятник. 
Рядом с нашим домом есть небольшой водоём – старица, на котором на лето селятся и выводят потомство дикие утки и где раньше плавали домашние гуси наших соседей. Но ни водная гладь, ни плавающие по ней птицы не вызывали интереса у Гоши: купаться он предпочитал в тазике (отец-охотник пояснял, что гуси, в отличие от уток, больше времени проводят на суше, чем на воде), а вести переговоры – с машинами. Что привлекало гуся в гуле работающего автомобильного двигателя – загадка, но стоило ему услышать, как подъезжал на машине к дому отец или заводил автобус сосед-водитель, Гоша подбегал к авто и начинал гоготать. Тревоги в издаваемых птицей звуках не было – он проявлял её лишь при приближении собак. Но от страха гусь никогда не бежал – он же важная птица, лучшей защитой считал нападение: вытягивал шею, наклонив её вперёд, отводил в сторону крыло и, шипя и щёлкая клювом, шёл на противника.
Даже проведя на подворье несколько лет, гусь тосковал по вольной птичьей жизни. Особенно это проявлялось осенью, когда под облаками плыли стаи гусей, держа курс на южные широты. Гоша, заслышав из поднебесья клич себе подобных, откликался каким-то невероятно грустным и протяжным голосом и расправлял своё единственное крыло. Гусиная стая исчезала в небесной дали, а плач птицы, лишённой возможности подняться над землёй, долго звучал во дворе.
Пропал гусь однажды летом – просто вечером не вернулся в курятник. Мама искала его у дома, на берегах старицы – ни птицы, ни пуха, ни пера. Только неизвестно чья большая серая собака несколько дней бродила по нашей улице…
Видя в небе стаи гусей, всегда вспоминаю тосковавшего по бесконечным воздушным просторам Гошу и то, что после охоты, с которой был привезён раненый гусь, отец больше диких птиц почему-то не добывал.




«ЭТА ВОДИЦА СИЛУ ДАЁТ», –

говорили в старину купцы, останавливающиеся отдохнуть у большого ручья вблизи д. Семеево.
Они ставили самовар и готовили чай из родниковой воды. И сегодня этот родник посещают местные жители, очищают от мусора, берут воду.
Родников, пополняющих реку Пижанку, здесь немало, именно они и перекаты не позволяют во многих местах образоваться ледяному покрову. Даже в лютые морозы здесь слышится журчание воды.




ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ – ЛЮБИ И СНЕГ РАЗГРЕБАТЬ!

У большинства кашнурских ребятишек есть коньки, но бывает такое, что покататься на них девчонки и мальчишки могут только на безопасных участках деревенских обледенелых дорог или отправившись с родителями на ледовые площадки в райцентр. О катке, где бы дети могли скользить по льду, выполнять фигурные па или играть в хоккей, в деревне только мечтают.
Но, к счастью любящей спорт и движение детворы, в Кашнуре всегда находятся люди, которые обустраивают площадку для зимних забав на ледяной глади пруда на реке Икнурке.
Этой зимой одним из инициаторов появления ледовой площадки стала Н.В. Протасова, которая выбрала место для катка, чистила его от снега со своими детьми-школьниками Дарьей и Антоном. К работавшим Протасовым затем присоединилась Н.Н. Дрямина, внучка которой Валерия тоже любит заниматься спортом, и другие жители деревни.
Теперь юные фигуристы и хоккеисты ежедневно приходят на импровизированный каток. Только, к их сожалению, почти каждый день приходится чистить площадку от выпавшего снега. Прежде чем легко проскользить по льду, надо поработать лопатой. Любишь кататься – люби и снег разгребать!




ХОЧЕШЬ УХИ – ВСТАВАЙ НА ЛЫЖИ!

Любителям рыбалки из деревни Борисёнки Безводнинского сельского поселения повезло: рядом с их населённым пунктом есть два пруда, с которых, обладая рыбацкой сноровкой и снастями, без улова не уйдёшь. Летом и осенью добычей рыболовов становятся щуки и линьки, а зимой чаще из лунок извлекают окуней и сорожку.
Но на застывших водоёмах чаще можно встретить рыбаков из соседних селений, чем из д. Борисёнки. Любят посидеть с удочкой Василий Яковлевич Кузнецов из Тимкина, Валерий Александрович Митрофанов из Антропова. Несмотря на то, что мужчинам приходится преодолевать неблизкий путь до прудов, они с удовольствием спешат туда пешком или на лыжах с нелёгким грузом из рыбацкого ящика, удочек, наживок и, конечно же, бура. Но, как говорится, своя ноша не тянет, а на обратном пути и вовсе не чувствуется, как и усталость, если рыбалка оказывается удачной. Хороша получается уха из свежей речной рыбы!