"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

28 марта 2024

Понедельник, 27 Сентября 2010

ДЕРЕВНЯ НИЖНЯЯ

Один мой знакомый как-то рассуждал: многие в наше время мечтают «поколесить» по России и зарубежью – мир посмотреть, себя показать! Но не задумывались ли люди, мечтающие о черноморских лиманах да египетских пирамидах, о том, что они не бывали в большинстве населённых пунктов родного района? А ведь есть там и наикрасивейшая природа, и люди живут добрые, работящие, имеющие увлечения, чтящие традиции предков.
Эти слова я вспомнила сразу, как только получила рабочее задание отправиться в деревню, расположенную вблизи от Пижанки, в черте городского поселения. А ведь, оказывается, я там никогда не была! Ты для меня тайна, деревня Нижняя!д. Нижняя

День выдался тёплым и «золотым» – яркое солнце, жёлтая листва! До деревни редакционная машина доезжает за считанные минуты: это позволяет сделать хорошее асфальтное покрытие ведущей туда дороги.
Асфальт есть и на части деревенской улицы. Складывается первое впечатление: деревня современная – вот банька, отделанная сайдингом, вот теплица с поликарбонатным покрытием, антенны-«тарелки», каменные особняки.


– Если бы не ОАО «Племзавод «Пижанский», наверное, не было бы уже Нижней, – выражает своё мнение местный житель С.В. Ермаков, – или стояла бы парочка другая жилых домов с престарелыми обитателями. А благодаря тому, что здесь приобретается и даже строится жильё для рабочих хозяйства, рядом расположены сельхозобъекты, население деревни молодеет, звучат в ней и весёлые голоса ребятишек. Правда, людей молодых и среднего возраста из числа местных почти нет, всё селятся люди приезжие.
Задаю Сергею Владленовичу массу вопросов по укладу деревенской жизни: является ли проезжей дорога по улице зимой, есть ли уличное освещение, водопровод в домах, где население покупает хлеб, как дети добираются до школы? И почему всё-таки этот населённый пункт носит название Нижняя?
Чтобы совершить любые покупки, нижнедеревенцы направляются в Пижанку. Людям преклонного возраста необходимое покупают и доставляют родные либо односельчане – с этим проблем нет, народ в деревне доброжелательный, отзывчивый. Конечно, бабушки часто вспоминают время, когда был в Нижней магазин или приезжала автолавка, но понимают: торговля здесь невыгодна. Ребятишки, что постарше, до школы добираются самостоятельно, чаще – на велосипедах. На этом же виде транспорта возят родители в детсад малышей (бывает, даже зимой!). Если есть в хозяйстве машина – проблем меньше: и своих детей на уроки доставят, и соседских. Благо, даже после метели нет проблем с дорогами: опять же спасибо «Пижанскому» за организацию расчистки снега. Водопровод проведён, по желанию хозяев, в жилища, не хочешь удобств в квартире – пользуйся колонкой. А вот уличное освещение остаётся для жителей мечтою.
Разобраться с названием деревни нам помогает Алексей Иванович Зверев:
– Наши предки назвали деревеньку Нижней, потому что стоит она самой нижней (последней) по течению реки Пижанки, расположенные дальше селения находились уже на берегах Ижа.В.И. Машкина и Л.Я. Бояринцева
Если я в Нижней всего лишь гость, то Лидия Яковлевна Бояринцева и Валентина Ивановна Машкина – хозяйки: они обе здесь родились и проживают в настоящее время.
Лидия Яковлевна на вопрос о том, покидала ли она когда-нибудь надолго родную сторонку, отвечает утвердительно и сразу уточняет: не по своей воле – в августе 1942 года, сразу после окончания десятилетки, была призвана на фронт. Служила она в подразделении ВНОС на Ленинградском фронте. После снятия блокады с города на Неве войска фронта были переброшены в Польшу, потом – в Германию: пол-Европы пришлось пройти-проехать солдатам, чтобы окончательно сокрушить врага. В отчий дом Лидия Яковлевна вернулась в августе 1945 года, и за прошедшее с тех пор время лишь около года прожила в шарыгинской сторонке – замуж туда выходила за Евгения Петровича, да смогла скоро убедить супруга жить в Нижней. Здесь своими силами дом построили, хозяйство вели, двух дочерей воспитали, трудились (Л.Я. Бояринцева работала в организации «Заготлён», учётчиком в колхозе, 18 лет – в ЗАГСе, перед выходом на заслуженный отдых – на телятнике).
Расставание с родной деревней у Валентины Ивановны было более долгим.
– Шесть классов – всё моё образование, – рассказала женщина. – Потом сразу стала работать дояркой в колхозе, как и моя мама. В 1961 году вышла замуж за Александра Михайловича в Бурдино, там также трудилась дояркой, свинаркой. Конечно, немало лет прошло, прежде чем я уговорила мужа переехать в Нижнюю: надоело мне на ферму за три километра ходить, да и сыну и дочери далеко добираться до школы приходилось. В родной деревне до выхода на пенсию была опять же дояркой: хоть и тяжёлая эта профессия, но мне нравилась. В подсобном хозяйстве долго коровушку держала, были бы силы сено заготавливать, и сейчас бы с ней не рассталась, теперь же у меня только козочка.
Дополняя друг друга, Валентина Ивановна и Лидия Яковлевна делились со мной воспоминаниями о прошлом деревни: был в ней раньше и конный двор, и фермы с КРС да свиньями, птичник, крытик для льна… А сколько народу было! Только на косовицу трав выходило по четыре звена: два женских, два мужских. Теперь же только 37 хозяйств в деревне да 109 жителей, нет ни клуба, ни медпункта. Но всё равно краше Нижней места на свете для них нет!
В том, что трудно придумать лучшее место для жизни, чем Нижняя, согласен с ветеранами и А.Н. Головин. Он также из числа коренных жителей.
– С тех пор, как появился здесь на свет в 1963 году, покидал надолго родные места лишь для прохождения службы в армии. Большую часть времени я прослужил в Свердловске. Там были у меня родственники, они уговаривали остаться жить в городе, обещали помочь с жильём и работой. Но я был непреклонен: хочу домой, хочу деревенского молочка! В то время у меня уже дочурка Оленька подрастала, хотел, чтобы она дышала свежим воздухом! – рассказывает Александр Николаевич. – Вот и живёт наша семья на земле моих предков (кстати, из моих ровесников – местных уроженцев – в Нижней уже никого нет): супруга Татьяна Николаевна работает техником по искусственному осеменению коров на местной ферме, сам я 18 лет проработал в сельском хозяйстве, теперь паузу сделал. Ольга живёт со своею семьёй в Пижанке, вторая наша дочка Наталия – студентка пятого курса одного из кировских ВУЗов. Как и прежде, держим подсобное хозяйство: корову, телят: слышите гул – жена для скота размалывает зерно на домашней мельнице. КРС приходится летом держать на привязи, потому что стадо для выпаса не набирается: коров в деревне только пять. Обрабатывать огороды, заготовлять корма для скота помогает племзавод «Пижанский». Согласитесь, красивая у нас местность: луга, речка Пижанка (я на ней изредка рыбу ловлю), участки хорошие у домов.
Спрашиваю у собеседника, уродилась ли у деревенских нынче картошка.
– Скотинка не жалуется, а сами и на макаронах проживём, – шутит он.Будущие автомеханики
Двое мужчин, ремонтировавших грузовик у дома, не так приветливы, как предыдущие мои собеседники: здравствуйте, говорят, ну и всё на этом. Понимаю: отвлекаю их от работы. А вот двое следующих представителей сильного пола, также занятых вопросом отладки автомобиля, поговорили со мной с явным удовольствием: как они мне представились, братья Родион и Павлик, ученики 2 «а» и 1 «б» классов. Автомобиль у них педальный (какие были в моём детстве!), только требует ремонта переднего привода – это они мне сами рассказали и даже показали, где и какой тросик должен крепиться под капотом. Знать, подрастут парни и будут автомеханиками. Поговорили мы с ними и про школу, и про учителей, и про огромную собаку Бима, тоскующую на цепи.
В рассказах о деревне местные жители называли её часть Хлыновкой, и я, конечно же, не могу не отправиться в эту «автономию» – к шести домам, стоящим немного поодаль от других. Знакомлюсь там с местной жительницей Н.Н. Милютиной.Н. Милютина
– Хорошо, что приехали к нам, – говорит Нина Николаевна, – давно хочу сказать через газету добрые слова в адрес А.Н. Зверева и И.П. Кузьминых. Воду я беру с колонки, а в прошлую зиму она застыла, приходилось за водичкой ходить за сотни метров и набирать её в доме Зверевых. Чтобы в этом году такая ситуация не повторилась, Александр Николаевич и Иван Петрович утеплили трубы, вокруг колонки построили просторную будку. Посмотрите, как теперь удобно набирать воду, можно даже зимой здесь оборудовать место для полоскания белья – не страшен холодный ветер. Ещё раз хочу сказать этим мужчинам с золотыми руками огромное спасибо!
Хорошее знакомство получилось у меня с деревней Нижняя. Может, потому, что и моё детство прошло в небольшой деревушке Пижанского района, чувствую себя в каждом не отличающемся большими размерами населённом пункте легко, пребываю в лирическом настроении. Вот и в этот раз вертелись в голове строки из стихотворения Исаковского, пусть и про другое время года:
Хорошо весною бродится
По сторонке по родной,
Где заря с зарёю сходится
Над полями в час ночной.
И легко, привольно дышится,
И тебя к себе зовёт
Всё, что видится и слышится,
Что живёт и что цветёт.
На прощание с деревней срываю с яблонь-дичек некрупные, горьковатые на вкус яблочки: с одной – ярко-красные, с другой – жёлтые с алым бочком. Пусть лежат в моём рабочем кабинете и напоминают, как и сделанные фотографии, о Нижней и её замечательных жителях.Фото Е. ХРИСТОЛЮБОВОЙ.