"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

25 апреля 2024

27 января — день, когда Ленинград был полностью освобождён от блокады.

мама и я 2000 г.jpgБлокада продолжалась 872 дня. Об этом рассказывает жительница с. Обухово Пижанского района О.Е. Вятчанина.

Во время войны в декабре 1941года в деревню Лом Пижанского района, Кировской области была эвакуирована семья Алексеева Степана Алексеевича. Это семья моей мамы Репиной, а в девичестве Алексеевой Риммы Степановны 1930 года рождения.

До Великой Отечественной войны семья проживала в д. Бояры Ленинградской области. Мама не любила рассказывать о войне, и даже фильмы военные не смотрела. Эту историю я узнала от своего дяди Ильи, младшего маминого брата. Маме было 11 лет, когда вместе со своими братьями и сёстрами они приехали в декабре 1941 г из д. Бояры Ленинградской области. Сейчас это Новгородская область.

Когда немцы подходили к Ленинграду семья некоторое время пряталась от бомбёжек в яме, вырытой в огороде, но когда немцы подошли почти к самой деревне, то родители приняли решение, уезжать. Нужно было увозить детей, а их в семье было восемь, да ещё вместе с ними жила сестра моего дедушки.

До Котельнича ехали почти месяц, в товарном вагоне. Ночью ехали, а днём стояли на переездах, так как часто бомбили самолёты, да ещё пропускали поезда, которые шли к линии фронта. В одном вагоне с ними ехали родственники, из одной деревни. Их тоже привезли в Пижанский район в д. Турусиново. От Котельнича ехали на лошадях. Было очень холодно и страшно.

В деревне их поселили в пустующий дом, сразу после приезда дедушка, его сестра, бабушка, стали работать в колхозе. Дедушку по возрасту не взяли в армию, а вот второй мамин брат Петя в январе 1942 года был призван в армию уже здесь Пижанским военкоматом. Под Ленинградом, недалеко от своей малой родины Пётр Алексеев сложил свою голову. Родственникам в Обухово пришло известие, что он пропал без вести.

А старший мамин брат Иван ещё до войны был призван в РККА. Служил и воевал в Ленинграде. Был ранен, вернулся с войны после снятия блокады Ленинграда, женился, и работал после войны на тракторе.

Мама тоже начала работать ещё в войну почтальоном, хоть ей не было и 15 лет. Когда закончилась война, мама бежала бегом из д. Шарыгино, до своей деревни 3 км, чтобы сказать всем о победе. 

Хоть и увезли бабушка и дедушка своих детей подальше от войны, но сберечь их всех не смогли. У старшего сына Ивана было ранение в ногу. После лечения одна нога была короче другой. Второй сын Пётр пропал без вести, писем от него не было, а только после войны в военкомате написали дополнительные списки потерь и известили родителей, что он пропал без вести. Младший брат Илья, получил ранение от разорвавшейся гранаты, которую привез с войны житель деревни Лом, а его сын нашёл её, и, играя с мальчишками, граната взорвалась. Самое тяжёлое ранение в голову и руку получил мамин брат Илья. Так и осталось увечье на всю жизнь, потеря зрения и неподвижная рука. Когда дядюшка приезжал к нам в гости, он пытался, получит статус, пострадавшего во время войны от ранения, но так и не смог доказать, что ранение от трофейной гранаты.

Дедушка с бабушкой с маминым младшим братом и сёстрами уехали на родину в 1951г, позднее переехал на родину со своей семьёй и старший брат Иван, а мама вышла замуж за местного парня Репина Евгения Васильевича и до 1966г жили в д. Лом, здесь родились все шесть её детей: Нина, Лидия, Александр, Антонида, Николай и я, Ольга, затем переехали в Обухово. Дедушка Степан высылал маме деньги, чтобы помочь поднять на ноги нас. В то время в колхозе работали за трудодни, денег почти не давали.

Мама всю свою жизнь проработала в животноводстве в колхозе, умерла в 2021 году. Очень любила нас своих детей и внуков. Хоть нас было шестеро, у нас всегда было, что поесть и во что одеться. Она успевала и дома и на работе. Мы тоже старались помогать родителям. У нас у каждого были свои обязанности. Старшие ходили, помогали маме на работе управляться с телятами на ферме. Самым трудоёмким процессом была уборка навоза, а платили за эту работу по 1 коп. с 1 телёнка. Мы это часто вспоминаем, когда собираемся вместе. Нужно было всех телят напоить, натаскав вёдрами тёплую воду с соседней фермы и обрат, на верёвке наносить сено, взяв его из огромного стога. А зимой все стога были засыпаны снегом, нужно было его убрать, чтобы потом набрать нужное количество сена. А летом телят кормили на заливных лугах. Это не коровы, а телята, если они побегут, попробуй за ними угонись. Вот и брала с собой мама нас, ребятишек, чтобы телят удержать и не растерять на лугах.


У вас недостаточно прав для комментирования.