"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

05 декабря 2021

Понедельник, 09 Августа 2021

Мария Бутина: «Вопрос социального жилья для педагогов нужно решать в первоочередном порядке»

Известная российская правозащитница и журналист Мария Бутина продолжает активную работу в Кировской области. На прошедшей неделе она посетила несколько муниципальных районов, а также приняла участие в региональной общественной площадке под руководством губернатора Игоря Васильева. Сквозной темой всех этих событий стало развитие системы образования.


Так, в Куменском районе Мария Бутина побывала в местном аграрно-технологическом техникуме. Учреждение стабильно работает, а его выпускники пользуются популярностью у местных работодателей, но, как рассказал директор учреждения Сергей Андреев, качественному обучению препятствует глубоко устаревшая материально-техническая база. Например, будущих механизаторов обучают работе на тракторах, которые уже давно не используются сельхозпредприятиями. В результате работодатели вынуждены затем доучивать выпустившихся студентов техникума, хотя, при наличии современной техники, этой проблемы можно было бы избежать.

А на встрече с жителями района была поднята тема состояния территорий, прилегающих к зданиям школ и детсадов.

«У нас в школе 640 учеников, а спортплощадки нет. Работает продленная группа, но ее ученикам некуда пойти погулять. Спортзалы в школах ремонтируются, но для занятий на улице не создано никаких условий. Да и просто с асфальтовым покрытием существенные проблемы – у некоторых учреждений асфальт не обновлялся с 80-х годов», - рассказала директор школы районного центра Наталия Гасникова.

Одним из возможных решений ситуации с дефицитом спортивных площадок может стать активное участие населенных пунктов района в программе строительства площадок Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "ГТО". Мария Бутина пообещала главам муниципальных образований оказать необходимое содействие в защите проектов по программе. А вот вопросы состояния зданий учебных заведений и прилегающих участков она планирует вынести в том числе на федеральный уровень.

В Орловском районе участники встречи обратили внимание на сложности включения школ с небольшим количеством учащихся в программы развития по национальному проекту «Образование». Ответственные чиновники часто считают такие школы недостаточно перспективными и отодвигают на периферию внимания, а, между тем, качество обучения детей в небольших населенных пунктах, в которых обычно располагаются подобные школы, не менее важно, чем в крупных городах. Еще одной бедой системы образования в районе является нехватка кадров. При этом, как отмечают жители Орлова, желающие переехать на работу в райцентр есть, но закрепиться не получается из-за нехватки служебного жилья.

«Отсутствие квартир для молодых специалистов – это проблема, которую мы видим и во многих других районах. Ее нужно решать комплексно – и через органы исполнительной власти, и через партийные структуры. Я намерена добиться того, чтобы вопрос социального жилья для педагогов, медиков, работников культуры был включен в формирующуюся сейчас «народную программу» партии «Единая Россия», - подчеркнула Мария Бутина.

На встрече в Немском районе прозвучала важная идея о расширении действия программы создания современных центров обучения, в том числе «кванториумов» и «IT-кубов», на сельские районы области. Сегодня такие центры создаются в связке с крупными промышленными, градообразующими предприятиями. Но в том же Немском районе, при отсутствии развитой промышленности, существуют современные сельхозпредприятия, активно применяющие в своей работе инновационные технологии. Соответственно, было бы перспективно создать разновидность центров современного образования, действующих в связке с аграрными производителями. Эта идея также получила поддержку Марии Бутиной.

Выступая перед участниками дискуссионной площадки по вопросам образования, состоявшейся в Кирове, Бутина особое внимание уделила сложностям, с которыми сталкиваются школы, учреждения дошкольного и дополнительного образования вследствие несовершенства нормативного регулирования. В частности, практически неподъемными оказываются для многих учебных заведений новые требования о выделении на каждого ученика не менее чем 2,5 квадратных метров площади, а также о замене всего кухонного оборудования и инвентаря.

«Но, пожалуй, наиболее остро проблемы нормативного регулирования проявляются в ситуации с СанПинами на выращивание плодоовощной продукции на пришкольных участках. Первыми мне о проблеме рассказали в Уржумском районе, а затем регулярно повторяли в других муниципалитетах. Фактически, эти требования невыполнимы для большинства школ, и теперь где-то вовсе директора отказываются от того, чтобы растить у себя продукцию, а где-то делают это фактически нелегально», - отметила Мария Бутина, предложив региональным органам государственной власти и институтам гражданского общества организовать совместную работу по коррекции нормативных актов, мешающих работе учреждений образования.




Игорь Васильев: «Наша задача – привести в порядок все школы Кировской области»

Губернатор рассказал о перспективах развития образования в регионе

- Одним из самых значимых событий минувшей недели для меня стала встреча с руководителями учебных заведений области. Вместе с ними мы обсудили самые актуальные проблемы системы образования региона, способы их решения и, в целом, пути стратегического развития отрасли. Разумеется, начатый разговор будет продолжен в ближайшей перспективе, но некоторые ориентиры совместной работы можно обозначить уже сейчас.

Никто не знает, где родится будущий Ломоносов, поэтому сегодня одна из основных задач – создать равные условия каждому ребенку для получения качественного образования в комфортных условиях.

В первую очередь, мы продолжаем работать над развитием современной школьной инфраструктуры: уже построено шесть новых школ, а в планах на ближайшие годы – строить не менее одной школы ежегодно. Уже подписано соглашение на строительство еще шести учебных заведений.

Но не менее важно и поддерживать в надлежащем состоянии уже действующие школы. Сегодня в области около 70% школьных зданий нуждаются в капитальном ремонте – ситуацию нужно менять, и у нас появляются новые возможности для этого. В этом году, по поручению Президента Владимира Путина, озвученном на съезде партии «Единая Россия», стартует масштабная программа по капитальному ремонту средних учебных учреждений. Прежде всего она коснется сельских школ.

На областном уровне мы заранее прорабатываем механизмы ее реализации на местах, чтобы сделать понятной и открытой для всех муниципалитетов. Мало привлечь деньги, нужно и качественно сделать проектно-сметную документацию, создать базу проверенных подрядчиков, которые в короткий срок смогут выполнить задачу. Первые 17 объектов, как ожидается, будут сдаваться уже к сентябрю 2022 года. При этом я считаю важной задачей привлечь родителей и учителей к процессу выбора конкретных зданий и видов работ на них – именно мнение граждан должно становиться здесь решающим.

Кроме того, ремонт должен всегда быть частью системного обновления школы. После проведения ремонтных работ там должно появиться и новое оборудование, открыться современные лаборатории и кабинеты иностранных языков, заработать новые учебные курсы. А для этого – одновременно с активным капремонтом нужно запускать программы переподготовки педагогических кадров.

Особого внимания требует решение проблемы дефицита молодых специалистов, особенно в сельской местности. Главный ресурс улучшения ситуации – повышение доступности жилья, в том числе служебного. Мы эту проблему будем решать комплексно – только усилий региона сейчас для ее решения недостаточно, вопрос необходимо поднимать на федеральном уровне.

Конечно, требуется и в целом повышать престиж профессии учителя. Мы должны поддерживать педагогические династии, рассказывать о них, популяризировать работу учителей. Особое внимание уделим планомерному повышению заработной платы для наших работников сферы образования.

Уже сейчас мы многое делаем для того, чтобы система образования стала более современной, в большей степени отвечающей запросам реального сектора экономики. В этой связи особое значение приобретает взаимодействие между учреждениями образования и крупными работодателями. Удачные примеры такого взаимодействия уже есть – например, в Омутнинске, где градообразующее предприятие выступило партнером в создании технопарка.

Важно понимать, что мы это делаем для своих детей: они учатся, привыкают к профессии, понимают свою востребованность и перспективы на родине. Кировская область – один из лидеров по темпам развития промышленности в Приволжье, у нас реализуются большие объемы строительства во всех сферах. Поэтому потребность в высококвалифицированных рабочих будет только нарастать, а дефицит сварщиков, слесарей, строителей ощущается уже сегодня. Для того, чтобы закрыть эту потребность, будем реализовывать целый комплекс мер – обновлять оборудование в образовательных учреждениях, более активно вовлекать в учебный процесс будущих работодателей, решать вопрос с отсрочкой от службы в армии для ребят, получивших рабочую профессию, и многое другое.

Я перечислил лишь некоторые инициативы, озвученные в ходе обсуждения. На самом деле интересных идей и перспективных проектов больше – немало их поступает в ходе моих поездок в районы. Все это мы учтем в работе комиссии Госсовета по образованию, которую я возглавляю, и, конечно, будем реализовывать в Кировской области. Главная цель ясна – юные кировчане должны получать образцовое образование.