"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

29 марта 2024

Четверг, 19 Июля 2012

Письма с фронта: страницы жизни

П.Т. Ошаев.20 июля 2012 года старшему брату моего отца, Петру Тимофеевичу Ошаеву, исполнилось бы 90 лет. Но он навсегда остался 22-летним – в таком возрасте погиб во время боя в 1944-м под Ригой.
В годы Великой Отечественной войны народ, Вооружённые Силы Советского Союза отстояли свободу и независимость Родины, одержали историческую победу. О героизме защитников Отечества говорят не только боевые награды, но и письма с фронта. Шли они не в конвертах, а сложенные треугольниками, на них не было марок. Но были эти треугольники так ожидаемы!
Если приходило письмо-треугольник, родные понимали, что их отец или муж, брат жив! А если казённый конверт – значит, в нём извещение о смерти либо пропаже без вести… Из фронтовых весточек можно узнать о военном быте, о чувствах и переживаниях бойцов и о многом другом.
Священный долг живущих – сохранить память о тех, кто отдал жизнь за Родину. Сохранить и передать следующим поколениям. А письма с фронта – это ценные исторические источники о грозной эпохе.
Используя такие письма, я хочу рассказать о судьбе своего дяди, гвардии лейтенанта Петра Тимофеевича Ошаева, командира стрелкового взвода 37-го гвардейского стрелкового полка 12-й гвардейской стрелковой Пинской Краснознамённой дивизии. Родился он в д. Третий Ластик Пижанского района Кировской области, призван на фронт 22 августа 1941 года.
В Книге Памяти Кировской области указывается лишь год рождения (без числа и месяца) Петра Тимофеевича. Сохранившиеся его последние письма (1944 год) позволяют установить точную дату рождения. Так, в одном из самых длинных посланий, наряду с воспоминаниями, размышлениями, стихами, он напоминал родным: «20 июля мне исполняется 22 года, а 22 августа – три года, как ушёл из дома в армию… Петя! 16.6.44 г.».


В следующей треугольной весточке он писал: «Здравствуйте, дорогие, родные папа, мама, брат Ваня, сноха Анна, сестра Вера, братишки Гриша, Миша, разрешите вам передать боевой привет! В первых строках хочу сообщить о своей жизни. В настоящее время живу хорошо, по поводу моего здоровья вам не стоит беспокоиться… Дорогие родные, это письмо писал к годовщине моего призыва… 19 августа 1944 г.».
Находясь после тяжёлого ранения в эвакогоспитале г. Сердобске Пензенской области, Пётр написал родным: «Я должен получить орден «Красной Звезды», справку получил, а награду ещё нет. Наградили 25 марта 1944 г.».
Даже в такой трудный – военный – период жизни мужчина остаётся опорой своей семьи. Из фронтовых писем понятно, что дядя оказывал материальную помощь родным. «Мама, папа, Ваня, сноха Анна, сестра Вера, отправляю вам маленький подарок: сахар, конфеты и мыло…», – повествовал он в одном из сентябрьских писем. Справка, выданная исполнительным комитетом Ластинского сельского совета отцу, Тимофею Михайловичу Ошаеву, свидетельствует о том, что «семья в 1943–1944 гг. находилась на иждивении П.Т. Ошаева», который из армии высылал по аттестату каждый месяц по 400 рублей.
В одном из следующих писем сообщалось: «Брату Грише отправил 200 рублей на бумагу, карандаши и книги. Сестре Вере на продукты». Пётр напоминал братьям и сестре о необходимости продолжения учёбы и давал наставления: «…Старайтесь учиться, всё равно когда-либо потом скажете мне за это спасибо… 1-го сентября 1944 г. П. Ошаев. Мой адрес: полевая почта 29485-Ж».
Не забывал дядя также и про своих сверстников и товарищей, которые находились на фронте, интересовался их жизнью: «... Хотел бы узнать, где сейчас мои друзья Василий, Георгий, Ваня, Андрей Антонович, Алексей Антонович, Алексей Степанович, Алексей Михайлович, Алексей Яковлевич и другие».
Последнее письмо было отправлено с фронта 19 сентября 1944 года. «Со здоровьем не всё хорошо, но приходится терпеть, война закончится, и сразу же приеду домой. На одном месте не стоим – то тут, то там. Работаю 6 часов, 3 часа учусь, а в остальное время готовимся…», – писал он брату Ивану.
Родные долго ждали очередную весточку от Петра, но её всё не было. А в декабре родственники в казённом конверте получили извещение из военкомата о том, что «П.Т. Ошаев погиб в бою 11 октября 1944 г. в хуторе Лайвонас Рижской области Латвийской ССР». Он похоронен на братском кладбище у хутора Лайвонас, что восточнее Риги, где покоятся 235 воинов, погибших в 1944–1945 годах.
Воинское братское кладбище, где захоронен дядя, расположено на холме на северной стороне улицы в юго-восточном углу Царникавского парка. К кладбищу ведёт дорожка и ступеньки, выложенные бетонными плитами. Кладбище окружено забором – металлической сеткой, на его территории много зелёных насаждений. На кладбище установлены монумент, 13 плит (на них указаны фамилии, инициалы и звания похороненных воинов) и три надгробных памятника. В октябре 1999 года Союз поисковых отрядов Латвии проводил на братском кладбище восстановительные работы. На памятнике на латвийском и русском языках сделана надпись: «ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ СОВЕТСКОЙ АРМИИ, ПОГИБШИМ В БОЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПРИ ОСВОБОЖДЕНИИ СОВЕТСКОЙ ЛАТВИИ. 1941–1944».
Обратим внимание на хронику событий, происходивших в те годы в Прибалтике. Немецкая группа армии «Север» заблаговременно создала многополосную, глубоко эшелонированную оборону, используя особенности географии данной местности – обилие озёр, рек и болот, довольно редкую дорожную сеть, что способствовало затруднению наступательных операций. Особое значение придавалось обороне Рижского направления. В районе Риги находилась самая сильная группировка противника, включавшая пять танковых дивизий.
Прибалтийская наступательная операция советских войск, проведённая с 14 сентября по 24 ноября 1944 года на территории Прибалтики с целью освобождения от немецких войск Эстонии, Латвии и Литвы, включала в себя четыре фронтовые и межфронтовые операции: Рижскую, Таллинскую, Моонзундскую и Мемельскую. Потери советских войск при проведении наступательной операции составили 61486 человек убитыми.
Во время проведения Рижской наступательной операции 12-й гвардейской Пинской Краснознамённой Ордена Суворова стрелковой дивизией командовал Герой Советского Союза, полковник Д.К. Мальков, уроженец д. Лаврухино Советского района.13 октября 1944 года Рига была взята советскими войсками. Но до этого события П.Т. Ошаеву не суждено было дожить.
Если посмотреть статистику, то выясняется, что молодёжь 1922–1923 гг. рождения, призывавшаяся в 1941–1942 гг., оказалась в критических условиях начального этапа войны, поэтому потери среди них были самые значительные. У молодых людей были свои планы и мечты, которые в одно мгновение оказались перечёркнуты войной.
Отец Петра, Т.М. Ошаев, участник Первой мировой войны 1914-1918 гг., отправил письмо командиру части, хотел узнать, как умер его сын, но никакого ответа не получил.
После этого брат, Иван Тимофеевич, участник советско-финской войны 1939–1940 гг., ветеран и инвалид Великой Отечественной войны, написал письмо возлюбленной Петра, Тосе Коробковой, с которой тот познакомился в госпитале г. Сердобска Пензенской области. Тося откликнулась. Вот что она сообщила Ивану: «Большое спасибо за письмо, которое я получила сегодня, то есть 16.01.1945 года. Неужели Петя погиб? Нет, я не хочу об этом думать! Последнее письмо от него было получено 1 октября 1944 года. А познакомились мы с ним вот как: я училась в Москве в институте и приехала на каникулы к родителям. Моя сестра работала в госпитале, где лечился Пётр. Ему была сделана очень тяжёлая операция, и моя сестра почти не отходила от его койки. Вот она-то и познакомила нас…
Петя оставил о себе хорошую память. Я его очень ценила, так как таких, как он, очень мало. Молодёжь сейчас испорчена войной, но Петя не принадлежал к их числу. Он очень скромный и самостоятельный человек… В госпитале его тоже уважали. И вот 12 июля 1944 года я проводила его. Он поехал в Саратов, а потом в Москву, а уж оттуда на фронт».

От Тоси Коробковой в Третий Ластик пришла фотография Петра в военной форме. В письме к Ивану Тимофеевичу Тося отмечала: «… Когда он [Петя] уезжал, то оставил мне фотокарточки, а одну он послал вам. Получили вы эту фотокарточку или нет? Если нет, то я вышлю вам, так как у нас две: у меня и у сестры. Иван Тимофеевич! Я Вас очень прошу, если Вы узнаете о нём что-нибудь, то, будьте добры, пропишите мне, я буду Вам очень благодарна».
20 июля, в юбилейный день, самыми добрыми и тёплыми словами вспоминали Петра Тимофеевича сестра Вера (1927 г.р.) и брат Григорий (1930 г.р.), труженики тыла, ветераны труда.
Фронтовые письма. Теперь они являются редкостью, так как сохранились в ограниченном количестве. Эти письма-треугольники стали одним из символов Великой Отечественной войны. Обращаясь сегодня к истории того времени, мы многое уточняем, пытаемся понять, узнать глубже. В этом помогают бесценные документы – фотографии и письма фронтовиков.