"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

25 апреля 2024

Вторник, 10 Июля 2012

Мало заготовить корма, надо сделать это качественно

В последние годы в ОАО «Ижевское» при заготовке кормов основной упор делают на качество.
Забота о кормах для животных начинается с обработки полей, посева культур и приобретения современной сельскохозяйственной техники.

Заготовку силоса в «Ижев- ском» начали 18 июня. В этом году здесь приобрели самоходную косилку «А-400» фирмы «Джон Дир», ширина захвата которой 9 метров. Работа этого агрегата вызывает изумление: словно большой корабль, он плывёт по зелёному полю, оставляя после себя объёмный ровный валок (в зависимости от того, как настроена косилка, он может образовываться слева, справа от трактора или посередине косилки). Управляет этой чудо-техникой О.Н. Лаптев. После того, как трава подвялится, её подбирает и измельчает комбайн «Ягуар», на котором работает опытный механизатор Г.А. Мотовилов (на снимке). Уже 25 лет он трудится на полях хозяйства, шестой год – на этом комбайне. Нынешний заготовительный сезон ничем не отличается от предыдущих. «Только трава очень сильная, сочная, нет соломы», – рассказывает Геннадий Аркадьевич.Фото Т. СКРИПИНОЙ.
На отвозке зелёной массы заняты Н.П. Зверев, С.В. Соломин, А.Н. Репин («Т-150»); С.Н. Батухтин («МТЗ-1221»); Н.Н. Репин («Джон Дир»), С.А. Мотовилов, А.Н. Зверев («Урал»).
Закладка силоса производится с соблюдением всех технологий и без добавления консервантов. Трамбуют массу круглосуточно, эту работу выполняют И.Л. Зверев («К-700»), В.П. Христолюбов («ДТ»). В тот день, когда я была в «Ижевском» на Емельяновском комплексе, закладывалась уже вторая траншея (её вместимость – 1600 т), чтобы наполнить её сочным кормом, требуется 3 дня.
Вместе с силосом идёт заготовка сена. В сенокосное звено входит С.Л. Лаптев. Он скашивает траву также на новом тракторе, работающем в хозяйстве второй сезон («Аксион» с косилкой «Диско»). Сгребают сено В.А. Блинов и Л.В. Лаптев, прессуют С.Ю. Макаров и А.В. Христолюбов. На 9 июля план заготовки грубых и сочных кормов на условную голову в хозяйстве выполнен на 90 процентов.
Кроме заготовки кормов ведётся обработка почвы под озимые. Вспашкой заняты П.С. Бакшаев и П.Ю. Смирнов («Джон Дир»), культивируют почву Ю.Б. Лежнин, В.Г. Наймушин, А.Н. Репин обрабатывает пары ночью.
На следующей неделе ижевцы планируют закончить заготовку кормов и приступить к уборке зерновых. Уже в эти дни идёт подготовка мехтоков, их обкашивание, обработка складов под зерно.

 




Шабрикова деревня – Помаж Сола – Нижнее Помасело

У большинства наших читателей родина – небольшая деревенская улица, где происходили самые незабываемые события, с чем связаны самые яркие впечатления. И очень хочется, чтобы этот родной уголок не исчезал, чтобы память о нём жила в сердцах всех, кто взял здесь путёвку в жизнь.

К сожалению, не каждый может гордиться тем, что знает историю своего села, деревни, да и не везде есть люди, которые хранят эти исторические данные. Очень повезло в этом смысле жителям д. Новые Щеглята, здесь в сельской библиотеке работает удивительная женщина Л.В. Пайметова. Она неустанно собирает краеведческий материал: беседует со старожилами, изучает архивные материалы и книги. И не только собирает, а делится им со школьниками и читателями, издаёт брошюры и буклеты. 
Я уже не первый раз приезжаю в эту библиотеку и всегда удивляюсь энтузиазму и жизненной энергии Людмилы Васильевны. Вот вроде бы и библиотека уже на грани закрытия, а увлечённая женщина снова рассказывает о поездке в областной архив и новых данных, которые нашла о своих предках, жителях деревни Нижнее Помасело. Её материалы я использовала в статье.
Сегодня Нижнее Помасело – это Заречная улица д. Новые Щеглята, но первые упоминания о ней есть ещё в Ревизских сказках (итогах переписи населения) 1795 года, проживала здесь, по тем записям, 81 душа. По переписи 1811 года – 100 душ, изменения составляли 35 душ, эта так называемая миграция.
Раньше деревня имела другие названия: Шабрикова, Помасола, Помаж Сола, у местных жителей сохранилось несколько легенд, связанные с ними.
Первая утверждает, что название Шабрикова деревня получила от старинного имени Шабрук. Семья этого человека жила в соседней деревне, но он решил найти себе другое место для проживания. Две луны он был в поисках, а на третьей луне нашёл подходящее место и начал строительство дома. Со временем возникла целая деревня.
Следующая легенда говорит о том, что деревню Помасола основал дед Пома (на русский манер – Фома). Отсюда и название – «Пома основал село».
Третья легенда объясняет название Помаж Сола. В переводе с марийского помаж – «родник», соло – «село»: «Родниковое село». И действительно, на берегу реки Иж много родников.
Расположение домов в деревне было преимущественно одностороннее, таким оно сохранилось и по сей день. Их количество с каждым годом всё уменьшается, сегодня проживает здесь 27 человек. Среди них – Метелёвы Семён Иванович и Зоя Ивановна. В тот день, когда я побывала у них в гостях, хозяева были заняты сенокосом. Хозяйство Метелёвых немаленькое: корова, телёнок, поросёнок, куры. «Это лекарство от недугов, – шутят ветераны, – если ничего делать не будем, помрём». А ещё силы дают родные места, где Семён Иванович прожил 78 лет, а его супруга – 82 года, и каждый день не перестают они любоваться красотами родины.
За годы, что они прожили в Нижнем Помаселе, прошла целая историческая эпоха.
До коллективизации здесь было около 60-70 домов, населяли её русские и марийцы, количество их было примерно равным. В народе деревню условно делили на две части: Мизгири (здесь селились русские) и Иж Дюр ( в переводе с марийского – «берег Ижа»). Нижнепомаселовцы жили дружно, никакой межнациональной неприязни не было. Землю пахали сохой, семена заделывали деревянной бороной, жали серпами, молотили цепами. Лишь у зажиточных крестьян имелись конные молотилки.Фото Т. СКРИПИНОЙ.
Семён Иванович вспоминает, как в деревне проходила коллективизация, многое он знает со слов родителей. В 1930 году здесь был организован колхоз «Йошкар Пеледыш» («Красный цветок»), председателем которого был назначен Фёдор Михайлович Пайметов. Не обошли жителей этой небольшой деревни репрессии, в 1934-1935 гг. раскулачили два хозяйства.
– Семья Терентия Степановича Метелёва была большой и работящей, – вспоминает Семён Иванович. – Два сына и две дочери работали не покладая рук, ходили помогать по найму в другие хозяйства, когда в своём работы были завершены. В деревне многие были против их раскулачивания, но советская власть диктовала свои законы. Отца и старшего сына угнали на каторгу, старший Метелёв помер по дороге. Сын работал в Норильске, строил железную дорогу – «дорогу на костях». Лишь через 25 лет он вернулся на родину, но не остался здесь, последние годы жизни провёл в Украине.
Эта же участь выпала Фёдору Павловичу Метелёву. Его жена Анна Александровна была лишена избирательных прав. Она просила о восстановлении их, но получила отказ на основании того, что «поддерживала саботажные настроения, не проявляла сознательность и была неактивная общественница» (по данным протокола заседания сельского совета от 27 ноября 1934 года). Частично был раскулачен Даниил Григорьевич Пайметов.
Военные годы мои собеседники не забудут никогда, их детство проходило в голоде и холоде. Дети не учились, помогали взрослым на сельхозработах. «Всё для фронта, всё для Победы!» – эти слова тогда понимал каждый ребёнок, и не только понимал, а прочувствовал на себе.
– Как-то я не ел двое суток, – рассказывает Семён Иванович, – мы с товарищем нашли молодой пустырник, его стебли показались нам очень вкусными. Сколько мы их съели, уже не помню. Вечером меня сильно рвало, а мой друг умер. Я никогда не забуду его тело: живот был невероятно большим, так сильно его вздуло.
Ещё мой собеседник вспоминает, как в соседней деревне нашли белую глину, жители сочли, что она съедобная, люди её ели, нарушая при этом процесс пищеварения. И днём, и ночью это место охранялось, чтобы чужие глину не брали. Легче было выжить тем, кто держал корову, эта кормилица пропасть не давала.
После Победы жизнь в деревне наладилась не сразу. Но стало значительно легче: в хозяйстве появилась мужская сила, это чувствовалось в каждом доме, куда возвращался фронтовик. Уже в мирное время Семён Иванович познакомился со своей будущей женой Зоей Ивановной. Отчаянная, работящая девушка нравилась многим, а сердце отдала ему. «Бригадиром раньше была, – рассказывает ветеран, – привыкла командовать, до сих пор эту привычку забыть не может, всё время мне какой-нибудь наряд даёт». Супруги смеются. Судьба их была непростой, но вместе они преодолели многие невзгоды. Одна из них – смерть сына, он 20 лет отработал в милиции, но подвело сердце. Дочь Валентина живёт в Кирове, часто навещает родителей, а ещё у них есть трое внуков и пятеро правнуков.
Всю свою жизнь Метелёвы проработали в колхозе, их трудовой стаж на двоих больше века. – Привычка трудиться у нас в крови, – говорят они.
Немало пришлось пережить этому поколению, судьба их закалила, заботу и уважение они заслужили по праву. Ведь это благодаря им, скромным труженикам глубинки, Россия победила в военные годы врага, а в послевоенные – разруху




Пусть счастье поселится в каждой семье!

Александр Валерьевич и Ольга Анатольевна Репины (с. Казаково) скоро отметят свою фарфоровую свадьбу. А в этом году в их жизни произошло не менее радостное событие – дочь Екатерина получила школьный аттестат и золотую медаль. В этот торжественный день рядом с выпускницей были её родители.
В семье Репиных царит любовь и взаимопонимание, и впереди у них ещё много радостных и торжественных событий. В канун дня семьи, любви и верности хочется поздравить Александра Валерьевича и Ольгу Анатольевну с праздником и пожелать семейного счастья, ведь эти слова вмещают всё самое главное в жизни человека.Фото Т. Скрипиной